Российский ритейл, как и большая часть экономики, приспособился к текущей ситуации. Оборот розничной торговли пусть снижается, но в целом это снижение нельзя назвать катастрофическим, в июле оно и вовсе замедлилось. Спрос перераспределился на 40%, говорят в Российском совете торговых центров (РСТЦ). Согласно недавнему опросу «М.Видео – Эльдорадо», 86% россиян готовы покупать технику новых брендов.
На замену уходящим или приостановившим работу брендам активно ищутся другие, в том числе из дружественных стран Ближнего Востока, Азии и Африки – для них РСТЦ предлагает ввести безвизовый режим. Коэффициент вакантных площадей на рынке торговой недвижимости увеличился незначительно: с 10% в декабре прошлого года до 11,2% в конце второго квартала 2022-го, подсчитали консультанты Commonwealth Partnership.
Ритейл выстраивает товарную матрицу из доступных SKU*, расширяя и упрощая сегмент СТМ (собственных торговых марок) и договариваясь с новыми поставщиками. Коммуникация последних с торговыми сетями улучшилась, информирует Роскачество. Список товаров, разрешенных к ввозу на условиях параллельного импорта, расширяется. На этом фоне сокращение товарного ассортимента не выглядит устрашающим: например, участники Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отчитались всего о 3 – 4%, в основном из продажи исчезли импортные товары непродовольственных категорий и отдельные дорогостоящие продукты питания. Сфера электронной торговли, отложив планы по масштабированию бизнеса, занимается оптимизацией операционной деятельности, переключив внимание на юнит-экономику. Крупнейшие интернет-компании (в том числе «Яндекс» и «Озон») получили от государства льготный кредит для погашения задолженности перед держателями евробондов.
Главная проблема для ритейла сейчас – сохранение платежеспособного спроса. Россияне пересмотрели свои потребительские корзины. Режим экономии, который мы наблюдаем уже несколько лет, аналитики сейчас предпочитают называть «трендом на осознанное потребление». К лету сильнее всего в продажах «просели» следующие категории: одежда, обувь, аксессуары; бытовая техника и электроника; мебель и предметы интерьера (данные «Сбериндекса» на май – июль 2022 года).
Впрочем, сейчас за потребление отвечают не только материальные факторы: шопинг стал эффективным антидепрессантом. Сохраняющаяся волатильность ситуации не позволяет спрогнозировать, каким будет платежеспособный спрос, как будет вести себя инфляция (хотя недавно Центробанк понизил ее годовой прогноз до 13,8 – 14,7%) и как в условиях все увеличивающегося санкционного давления станут пополняться товарные запасы.
Ритейлеры стимулируют спрос скидками и промоакциями. По данным NielsenIQ, по итогам июня 2022 года доля онлайн-продаж по акциям установила рекорд, достигнув 80%. Еще один способ побудить покупателей к тратам – карты рассрочки и новые кредитные продукты, которые торговля разрабатывает вместе с банками.
Это дает плоды. К примеру, по итогам первых двух кварталов 2022 года внутренний рынок интернет-торговли увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом – до 2,2 трлн руб., свидетельствует АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). АКОРТ прогнозирует в следующем году рост товарооборота до 2,5%.
Что поможет покупателям наполнить кошельки, а ритейлерам – полки и вешалки в магазинах? Как изменятся программы лояльности, какие новые кредитные продукты увидит рынок? Во что превратятся магазины и торговые центры и как изменятся интернет-платформы? Куда и на что пойдут инвестиции торговых сетей? Насколько значимым будет перераспределение рынка, ожидается ли волна банкротств и как это отразится на отрасли? Обсудим на отраслевом проекте «Ритейл в кредит», организуемой деловым изданием «Ведомости».
* Товарная позиция.
Аудитория
Мероприятие предназначено для владельцев и менеджеров торговых компаний, директоров по развитию и категорийному менеджменту, директоров по цифровизации, производителей и поставщиков, представителей маркетплейсов, лизинговых компаний, складских девелоперов, представителей Минпромторга, банковских специалистов, профильных аналитиков и консультантов, а также деловых СМИ.