HR-Форум 2013: опыт прошлого, тенденции современного, перспективы будущего
5 декабря 2013 года «Swissôtel Красные Холмы» распахнул двери для участников шестнадцатого ежегодного проекта «HR-форум», организатором которого выступила деловая газета «Ведомости». Топ-менеджеры ведущих работодателей, первые лица крупных международных компаний, а также независимые эксперты в области HR обсудили лучшие практики, инструменты и подходы к обеспечению конкурентоспособной политики по управлению персоналом.
Вице-президент Kelly Services Inc. Екатерина Горохова
дала старт проекту, призывая всех участников заканчивать с утренним кофе и приступить к дискуссиям. Через несколько минут в уютном конференц-зале «Цюрих» не осталось свободных мест. Форум начался.
Войну за таланты по-прежнему выигрывают таланты
«Этот год получился достаточно интересным с точки зрения рынка человеческого капитала. О его динамике и рельефе мы сегодня и поговорим», – объявила Елена Иванова, директор по работе с персоналом компании «Tele2 Россия». Екатерина Горохова представила результаты глобальных исследований Kelly Services и обратила внимание на любопытную деталь: хотя в отличие от большинства развитых стран в России по-прежнему главным фактором для продуктивной работы остается зарплата, но довольны этим показателем 53 % трудящихся, так же как и за рубежом. Множество спорных вопросов со стороны участников вызвал показатель «счастья». Что мы подразумеваем под термином «счастливый сотрудник»? Тождественно ли ему понятие «удовлетворенный сотрудник»? Марк Розин, президент «Экопси консалтинг», заявил, что «счастливому сотруднику хочется работать и развиваться на своей позиции, а вот удовлетворенному – ничего и не нужно». Елена Витчак, исполнительный вице-президент АФК «Система», не согласилась с Марком, признавшись: «Мы не ставим задачу сделать сотрудника счастливым, по крайней мере, в такой формулировке. Я бы предпочла заменить «счастье» на «успех». А Филипп Рыбаков, вице-президент JTI, наоборот, подчеркнул, что исследования крупных международных компаний показывают прямую связь между бизнес-результатом и «вовлеченностью», в понятие которой закладывают это самое «счастье». Стоит отметить, что спикеры были очень убедительны в своих высказываниях, которые подкрепили красочными и информативными презентациями. Сергей Юлдашев, генеральный директор TalentCode, затронул острые проблемы различия рынков труда и выбора HR-стратегии в зависимости от зрелости рынка: «2 ключевых фактора – стабильность − нестабильность; богатство и бедность».
В ходе дискуссий были заданы вопросы, на которые последовали не менее интересные и информативные ответы со стороны спикеров и экспертов.
«Лучший директор по HR – мой замполит»
В рамках конференции редакторы газеты «Ведомости» Инна Кравченко и Михаил Малыхин провели специальную сессию-интервью с первыми лицами крупных компаний – Ксенией Рясовой, президентом Finn Flare; Валерием Черепенниковым, генеральным директором по R&D Intel и Станиславом Костяшкиным, генеральным директором Continent Express. Руководители компаний поделились своим видением успешного и эффективного управления персоналом, своими требованиями и ожиданиями от работы HR-директора, форматом взаимодействия лидеров бизнеса со своей командой. Наибольший резонанс у генеральных директоров вызвал доклад Елены Даниловой и Марии Бочаровой, представителей консалтинговой группы «Борлас», в котором будущее HR представлялось частью «глобальной сети», где работодатель с помощью фильтров и выборки сможет точно по заданным параметрам подобрать себе идеально подходящего сотрудника и узнать о нем всю необходимую информацию. Руководители высказали недоверие к этой идее и заявили, что без личного собеседования сделать правильный выбор невозможно. Станислав Костяшкин привел забавный пример из собственного армейского опыта, называя лучшим HR своего замполита.
В силу возраста
Поколение Х и поколение Y: есть ли разница для работодателя. Как использовать эти особенности для более эффективной политики по работе с персоналом? Артем Смоляной, директор по персоналу IBS Platformix, убежден, что разница есть, но хуже это или лучше – пусть каждый решит для себя сам. Любое поколение имеет свои особенности в силу ряда факторов. Что же делать компании-нанимателю? Подстраиваться! Ведь ради таланта можно и на уступки пойти. Анна Солдатова, директор по персоналу Coca-Cola HBC Eurasia, например, рассказала об опыте Coca Cola – так называемой сессии с командой. Практика проводится в четыре этапа, где все сотрудники могут высказать пожелания новому руководителю анонимно. Информация доходит до адресата, а затем команда собирается и руководитель непосредственно комментирует все записи и по возможности предоставляет план дальнейших мер по улучшению рабочей атмосферы. Эти и другие вопросы обсуждались в третьей сессии конференции. Живая дискуссия и интерактивные голосования позволили услышать различные, иногда диаметрально противоположные взгляды, максимально широко и многогранно рассмотреть актуальные вопросы.
По традиции проект завершился вечерним коктейлем, где участники смогли вдоволь насладиться неформальным общением, обменяться визитками и пообещать друг другу встретиться на семнадцатом HR-Форуме «Ведомостей» в июне 2014 года.