Рынок недвижимости России переживает очередной переходный период. Борьба за деньги платежеспособных потребителей недвижимости растет.
У девелоперов, реализующих жилые проекты, утвердился «кластерный» подход. Новостройки сейчас не рассматриваются покупателями «в отрыве» от коммерческой инфраструктуры. Жилые кварталы строятся и развиваются как мини-города: со своими торговыми центрами, креативными пространствами, общепитом и т.д.
Но наиболее привлекательны для инвестиций премиальные новостройки: по данным Savills, их доходность за прошлый год составила в среднем 8% при перепродаже при покупке готового жилья и – в ряде случаев – от 15% до 25% при удачном вложении на этапе предварительных продаж до начала строительства и последующей реализации объекта по окончании строительства. В случае сдачи объекта в аренду доходность инвестиций оценивается брокерами в среднем в 5% годовых.
Все большую актуальность приобретает вопрос операционного управления объектами коммерческой недвижимости. Одна из возможностей получить дополнительный доход от уже построенной недвижимости, - это заставить ее «работать во вторую смену». В мире такой подход получил название sharing economy или «экономика совместного использования». Ее охват может быть весьма широким: «дневные» офисы по вечерам могут превращаться в креативные кафе или студии танцев; «сезонные» средства размещения могут предоставлять помещения малому бизнесу, работающему в сфере обслуживания; магазинам может показаться привлекательным формат «новых комиссионок», организованных по принципу молодежного клуба, где поколение «миллениалов» будет обмениваться одеждой и бижутерией.
В странах Европы объем рынка «экономики сотрудничества» только в 2015 г. составил почти 30 млрд евро, причем экономисты говорят об его взрывном росте. Чем и как может ответить Европе Россия, предлагается обсудить на конференции «Ведомостей».
Аудитория
Девелоперы коммерческой недвижимости, управляющие компании, регуляторы, банки, аналитики, брокеры, СМИ.
Вопросы для обсуждения
- Кластеризация как хорошо зарекомендовавший себя в мире формат развития городского пространства;
- Реконцепция VS девелопмент: зачем строить новое, когда можно перестроить управление старым. Как это сделать?
- Новым поколениям – новые рабочие места и магазины: как использовать высвобождающиеся площади в бизнес-центрах, торгово-развлекательных комплексах и наладить продажи потребителям, которые не хотят ничего покупать?
- Новые возможности для инвестирования в России: в топ-листе – премиальная недвижимость. Практические и юридические аспекты ее покупки для иностранных граждан.