Российское пивоварение до середины 2010-х годов являлось одной из динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности, вклад пивоварения в ВВП нашей страны временами достигал 1%. Последние годы развитие отрасли существенно замедлилось, что стало закономерным следствием постоянного введения дополнительных, подчас избыточных мер регулирования отрасли. В последние два года к факторам риска добавились высокая зависимость пивоваров от импортного сырья и особенно оборудования, а также на стабильной работе пивоваренных предприятий стало крайне отрицательно сказываться отсутствие налоговых и иных преференций, хотя большинство заводов, кроме пива, выпускают широкий ассортимент безалкогольной продукции: питьевую воду, квас, лимонады.
Только в прошлом году стоимость сырья и упаковки повысилась примерно на 30%, что будет сказываться на цене на пивоваренную продукцию. Уход зарубежных производителей пива с российского рынка принципиально меняет условия работы отечественных компаний, которые выпускают сотни, если не тысячи, марок отечественного пива в интересах потребителей. Одна из важных задач – импортозамещение хмеля (сейчас более 95% используемого в России хмеля – это импортная продукция), но для того, чтобы ее решить, необходимы государственная программа по возрождению хмелеводства и федеральный закон о хмелеводстве в России, чтобы привлечь в эту отрасль долгосрочные инвестиции.
Производство пива имеет мультипликативный эффект для экономики, инициируя создание новых рабочих мест в смежных отраслях: сельском хозяйстве, сфере логистики, торговле и производстве упаковки, – а также вносит важный вклад в снижение уровня алкоголизации населения. На региональном уровне пивоварение – это развитие занятости в сфере преимущественно малого и среднего бизнеса, при этом пивовары обеспечивают существенный объем платежей в местные бюджеты.
Каковы перспективы пивоваренной отрасли в текущих условиях? Как и по какой цене должна быть представлена пивоваренная продукция на полках российских магазинов? Как обеспечить гарантированный равный доступ российскому пиву в розницу хотя бы в своих домашних регионах? Каковы перспективы экспорта отечественного пива? Что необходимо предпринять для решения задачи импортозамещения сырья и оборудования? Действительно ли нужно продолжать вводить дополнительные меры контроля в дополнение к ЕГАИС? Какое влияние оказывает на пивоварение обязательная маркировка продукции и какие риски несут планы по введению поэкземплярной прослеживаемости пива? Эти и другие актуальные для отрасли вопросы обсудим в рамках совместной стратегической сессии делового издания «Ведомости» и Союза российских пивоваров.
Аудитория
Собственники, руководители и топ-менеджеры пивоваренных предприятий и сельхозпроизводителей, компаний – изготовителей упаковки; представители банков, юридических, розничных, ИТ-компаний, отраслевых и потребительских союзов; аналитики и консультанты пивоваренной отрасли; деловая пресса.