В 1978 году – кандидат психологических наук. Тема диссертации «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)».
В 1988 году защитил докторскую диссертацию по теме «Психологические основы организации совместной учебной деятельности».
Доктор психологических наук, профессор, академик.
В 1981 году возглавил лабораторию «Средства управления учебной деятельностью», переименованную в 1986 году в лабораторию «Психологические основы использования ЭВМ в обучении».
В 1987 году – руководитель лаборатории «Психология компьютерного обучения» (с 1992 года – «Психологические основы новых образовательных технологий»).
В 1992 году возглавил Психологический институт Российской академии образования.
В 1997 году стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
В 2007 году под руководством В.В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.
В 2010 году вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Действительный член Российской академии образования и член президиума РАО.