Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пострелиз

16 апреля 2021 года в Lotte Hotel Moscow состоялся XVII ежегодный международный форум операторов связи «Телеком 2021».

По традиции на площадке делового издания «Ведомости» собрались представители крупнейших телеком- и медиакомпаний, банков, экосистем и индустрии 4.0. Ведущие игроки рынка обсудили острые вопросы цифровизации экономики, перспективные точки роста, источники доходов телекома на смежных рынках и проблемы регулирования отрасли.

На официальном открытии форума состоялось выступление президента Huawei Russia CNBG Чжао Лэя о развитии ИКТ, высоких темпах цифровизации общества и коммерческом внедрении 5G в мире в период пандемии. Согласно его мнению, коронакризис создал «новую нормальность», при которой финансовая гибкость, цифровое вовлечение клиентов, удаленная работа, технологические операционные модели, непрерывность бизнеса и бизнес-модели на основе данных стали главными приоритетами экономики. Все это открыло перед операторами широкое поле для работы и возложило на них ответственность по созданию полностью связанного интеллектуального мира.

Такой визионерский взгляд на развитие индустрии от Huawei дал основу для дальнейшего обсуждения ее текущего состояния и планов на будущее другими участниками дискуссии. Эстафету от Чжао Лэя в специальном выступлении «The Speaker’s Speech. Наедине с топ-менеджером» принял генеральный директор компании «Вымпелком» Александр Торбахов. В рамках интервью Антону Устименко, партнеру и руководителю практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в России и СНГ компании EY, он пролил свет на изменения внутри «Вымпелкома» и планы, стоящие перед оператором в настоящий момент.

«Наш первый глобальный приоритет – клиент. Мы будем давать ему только те сервисы, в качестве которых уверены, и их не может быть много. Партнерская модель – это то, на что мы ставим. Качать мускулы и наращивать экспертизу нужно там, где телеком-оператор может быть релевантен».

Именно вопросам безопасности и особенностям взаимодействия между государством, оператором и абонентом была посвящена первая пленарная сессия форума «Операторы и регуляторы: диалог в условиях постковидной реальности?», модерировать которую продолжил Антон Устименко вместе с заместителем главного редактора газеты «Ведомости» Иваном Чеберко. Ход обсуждения был задан докладом партнера и руководителя межотраслевой группы «Пепеляев групп» Натальи Коваленко. Она выделила главные проблемы телеком-регуляторики: идентификация абонентов и дистанционное заключение договоров на оказание услуг связи, «доступный интернет», противодействие мошенническому трафику, недискриминационный доступ операторов связи в МКД и будущее правовое регулирование экосистем.

«Есть государство, которое обеспечивает безопасность и заботится об интересах граждан. Есть граждане, имеющие экономические и социальные устремления. Есть операторы, которые должны соответствовать требованиям государства, удовлетворять запросы граждан и показывать коммерческие результаты. Здесь важно установить баланс», – высказался Александр Панков, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти компании «Вымпелком».

В вопросе удаленной идентификации абонента судья один – это клиент. «Предпочтительным способом идентификации останется самый удобный для абонента, – заявил Сергей Переверзев, директор по правовым вопросам компании «Мегафон». – Пока абоненты выбирают непосредственное подключение в салоне». Но уже сейчас удаленный метод удостоверения личности становится предметом рыночной борьбы, позволяющим приблизить пользователя. «В аналоговом мире конкуренты были понятные, – говорит Руслан Ибрагимов, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью компании МТС. – Но сейчас государство тоже выходит на рынок оказания госуслуг, для которых нужна идентификация. Чей клиент будет в итоге?»

Более того, цифровая идентификация – некий ключ к экосистемам. «Поручение президента разработать концепцию регулирования экосистем означает то, что в поле зрения государства экосистемы уже попали, – продолжил Руслан Ибрагимов. – Возникает вопрос: для чего эта концепция? Необходимо дать легальное определение того, что мы регулируем, чтобы знать, кто, кого и как должен поддерживать, а кого не поддерживать». В целом же: «Все, что нужно было отрегулировать, пока отрегулировано», – дополнил Сергей Переверзев. Принципы антимонопольного регулирования и правоохранительной системы реализуются и в случае экосистем, а про электронные средства платежа внутри них говорить пока рано.

Острой кажется проблема борьбы со спамом и фродом. Главным интересантом в этом вопросе, по словам Александра Панкова, является оператор. «Это существеннейший фактор конкуренции на рынке. Если ты не предлагаешь абоненту доступный инструмент защиты, он просто уходит. Регулирование будет пытаться централизовать инструменты борьбы со спамом и фродом на сети, но эти методы вряд ли будут столь же эффективными, сколь системы операторские».

Но в чем государство однозначно могло бы помочь операторам, так это в принятии законопроекта, предоставляющего им доступ в жилые дома. «Это был бы яркий пример, когда достаточно простое регуляторное решение позволило бы развить конкуренцию в конкретной локальной точке и сильно упростить жизнь и абоненту, и операторам», – заявил Александр Панков.

Продолжением деловой программы форума стало интервью Вячеслава Николаева, президента компании МТС, Ивану Чеберко. Он рассказал о принципах построения экосистемы МТС, основанной на доверии клиента к бренду и партнерстве с лидерами разных индустрий, внедрении искусственного интеллекта и Big Data в рабочие процессы, распространении сетей 5G в России и тенденции снижения точек розничной торговли, обусловленной переходом в онлайн.

Следующей и, пожалуй, самой интересной частью форума оказалась сессия «Телеком и индустрия 4.0». Модераторами стали Кирилл Алифанов, генеральный директор «Т-платформы», и Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Сама дискуссия условно была представлена двумя лагерями: операторами, предлагающими B2B- и B2C-решения на рынке, и непосредственно теми компаниями, которые эти решения и наработки внедряют и используют.

По словам Алексея Ноздрина, заместителя генерального директора по коммерческой деятельности компании «Транстелеком», «в настоящее время ни один из федеральных, смотрящих в будущее операторов связи не удовлетворен своей исключительной ролью в телеком-индустрии. Он желает принимать самое активное участие в процессах цифрового развития и индустриализации, в том числе с точки зрения внедрения технологий индустрии 4.0».

Как утверждает Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона», на сегодняшний день их компания является одним из ведущих операторов по внедрению IoT. Согласно проведенному ими исследованию «IT-индекс в телекоме», «41% опрошенных компаний подтвердили сокращение затрат на 17% при внедрении технологии интернета вещей и 22% обозначили увеличение доходов от направления на 35%». «Исключительно высок интерес промышленников к pLTE, созданию цифрового контура на предприятии. Мы фактически поставляем решения, разворачиваем инфраструктуру, выделяем отдельный частотный диапазон и берем умеренную абонентскую плату с нашего клиента. Эта схема очень устраивает и нас, и наших партнеров».

Активные разработки в сфере межмашинного взаимодействия (M2M), внедрения IoT и eSIM отметил и исполнительный директор «ГЛОНАСС мобайл» Ярослав Свинцов.

В качестве результата этих усилий мы наблюдаем становление инновационной и технологичной промышленности, яркими примерами которой в рамках сессии стали «Группа «Черкизово» и энергетическая компания «Т плюс».

Владислав Беляев, член правления и директор по информационным технологиям «Группы «Черкизово», отметил, что для их компании «вопрос тотальной автоматизации – это прежде всего вопрос качества продукции». Отталкиваясь от данной установки, а не от самоценности технологий и всемирного тренда на индустрию 4.0, они создали полностью роботизированный мясоперерабатывающий завод в Кашире и стремятся к снижению численности людей на производстве. При этом вопрос о сокращении количества сотрудников, сразу же приходящий на ум обывателю, не встает. «Уходят низкоквалифицированные рабочие места, приходят другие. Появляются айтишники, инженеры, технологи – люди другой квалификации».

О курсе на автоматизированные безлюдные ЦТП, внедрении IoT и pLTE, видеоаналитики и возможностях установления поквартирных приборов учета потребляемого тепла рассказал и директор по информационным технологиям компании «Т плюс» Александр Антонов. «Основываясь на приборах, передающих данные, мы формируем систему технологического и коммерческого учета. Это позволяет более оперативно строить тепловые балансы и заблаговременно идентифицировать зоны, где могут происходить потери».

Однако очевидно, что данные технологии, создающиеся на базе телекома, не предел развития промышленности. Отвечая на вопрос из зала о потенциале реализации индустрии 4.0 и планах на будущее, Владислав Беляев точно подметил: «Если вы не думаете об индустрии 5.0, вы уже опоздали».

О настоящем и будущем в этот момент говорилось и в соседнем зале, где параллельно проводилась сессия «Платное ТВ и видео: король умер, да здравствует король!». Под королем в этом контексте подразумевались традиционные модели потребления медиаконтента. Согласно исследованию модератора Константина Аниклова, управляющего партнера «ТМТ консалтинг», за прошедший год произошло заметное и предсказуемое падение кинотеатрального рынка. Рынок платного ТВ показал минимальный рост выручки – на уровне 1%, в то время как классические модели ОТТ, онлайн-кинотеатров выросли на 66%. О том, что это значит для абонента и как сосуществуют и конкурируют представители услуг, рассказали участники дискуссии.

Диана Самошкина, вице-президент по цифровому бизнесу B2C компании «Ростелеком» отметила, что с проникновением Smart TV, ростом потребления видеоконтента в персональных устройствах и четким пониманием разнообразия каналов этого потребления мы уже не можем разделять рынок ОТТ и рынок платного телевидения. «ОТТ продвигается в формате пяти экранов, дополняя традиционную модель телевидения. Мы смотрим на рынок медиа с надеждой и не видим оппонирования между телевидением и ОТТ-сегментом. Это все видео, расширение аудитории и расширение потребления», – поддержала ее Наталья Братчикова, вице-президент по развитию конвергентного бизнеса компании «Вымпелком».

«Дело не в том, воюют ли между собой телеканалы, телеком, OTT или даже content as a key. Мы присутствуем при смене мира. Это про эмоцию. Кто сможет дать правильную эмоцию и захватить зрителя, тот и будет выигрывать. Это можно делать как в старых классических средах, так и в новых. Нас будут двигать вперед креативные идеи», – заявил Иван Гродецкий, генеральный директор видеосервиса Premier.

Помимо конкурентной борьбы вокруг эмоций, Иван Гринин, директор по контенту компании «Иви.ру», обозначил рост культуры потребления легального контента в России в 2020 году. Директор по взаимодействию с индустрий «Яндекса» Ксения Болецкая дополнила, что главная цель видеосервисов – добраться до аудитории, которая пока не платит за медиапотребление. Для этого компании снижают порог для максимального охвата контента, создают экосистемы, включают в подписку как можно больше услуг и сервисов. Даниил Саверский, директор по развитию онлайн-кинотеатра «Триколор», заявил: «Каждый медиахолдинг формирует собственный продукт, но с точки зрения пользователя это категорически неудобно. Когда какая-то экосистема будет развиваться и втягивать в себя низших игроков, это будет лучше для пользователей. Такая экосистема будет выигрывать, помимо всего прочего, обеспечивая какие-то дополнительные функции: банки, такси…»

Как показал период пандемии, конкретная проблема рынка заключается не в финансировании или устаревании каких-либо медиаканалов, а в банальной нехватке кадров: продюсеров, сценаристов и режиссеров. Недостаток контента, остро ощущавшийся последний год, особенно четко выявил, что выигрывают те, кто близок или аффилирован с телехолдингами или вкладывается в originals. По словам Елены Бальмонт, генерального директора компании ViacomCBS Networks International в России, СНГ, Украине, Грузии и странах Балтии, помимо всего прочего, говоря о контенте, следует расширить понятие аудиовизуального произведения до IP как интеллектуальной собственности, где сами персонажи выходят с экранов в реальную жизнь.

В следующем специальном выступлении The Speaker’s Speech интервью Ивану Чеберко дал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Он поделился результатами компании за прошедший год, рассказал о корпоративной культуре организации, поддерживающей результативную работу компании в период карантина, проблемах распространения сетей 5G и eSIM в России и возможностях построения операторских экосистем.

«У нашей компании есть роскошь – это хорошая, результативная корпоративная культура. Это наше секретное оружие, которое в конкурентном мире помогает нам достигать тех результатов, которые компания ставит перед собой. За ней стоят реальные бизнес-процессы, реальные системы. Нам удалось быстро мобилизоваться и подстроиться под новые реалии, осознать изменившиеся потребности и интересы клиентов. На рынке побеждает тот, кто лучше предугадывает нужды клиента и, наоборот, воздерживается от навязывания ему ненужных услуг, сервисов, элементов экосистемы… Телеком хорошо спозиционирован для того, чтобы быть окном для клиента в мир интернета, в мир каких-то других смежных отраслей, но здесь нужно быть осторожным. Зачастую правильный ответ – это партнерства».

Главная же дискуссия относительно экосистем развернулась в заключительной кросс-индустриальной сессии форума «Телеком & Co», модерировал которую Константин Анкилов. Основная часть диалога была посвящена различным тактикам операторов и банков на этом поле, их выбору между открытой и закрытой экосистемой.

«Сейчас такое время, когда появляются новые инструменты роста, и экосистема – один из этих инструментов», – заявила Инесса Галактионова, член правления и первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу компании МТС. «В пользу той или иной стратегии говорят движение компании, ее акционерная стоимость и, соответственно, финансовые результаты. Если клиенту удобно единое окно, единый счет и единое обслуживание, он приносит больше денег и сам при этом получает большую выгоду».

«Мы считаем, что каждый должен заниматься своим бизнесом, и заниматься им очень хорошо. Наш выбор – глубокое партнерство. Это представляет реальную ценность для клиента. Так он получает то, что ожидает, и результаты говорят сами за себя», – парировал Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса компании «Вымпелком».

Срединную позицию между ними занял директор по развитию открытой экосистемы компании «Мегафон» Григорий Цомык: «Утопично пытаться удовлетворить потребности клиента только собственными или партнерскими продуктами. Если мы говорим, что хотим удержать клиента и привлечь новых, то нужно идти во все направления сразу».

Так или иначе экосистемы приносят value всем, и в этом смысле они интересны и моноигрокам, перед которыми рано или поздно встает вопрос о том, достаточно ли у них ресурсов для собственного развития и удержания на рынке, стоит ли им присоединяться к гигантам или вести борьбу самостоятельно.

«Развитие должно происходить по нескольким направлениям. С одной стороны, это партнерство с теми, кто готов. Мы абсолютно точно сделали вывод, что вход в такие дружественные экосистемы для нас интересен, и абсолютно точно интересен для экосистем, потому что мы знаем, какой объем трафика проходит через нас. С другой стороны, необходимо создавать собственную уникальность и собственный контент. Большим корпорациям сложнее это сделать – им не хватает классического предпринимательского духа», – говорит Юрий Смагаринский, коммерческий директор онлайн-кинотеатра «Иви.ру». «Если мы говорим про acquisition в экосистемы, то маленькие игроки, которые быстро наращивают долю уникальным контентом, иногда кажутся более подходящими решениями, чем номер один в индустрии», – утверждает Григорий Цомык.

По словам Джорджа Хелда, у телекома есть все возможности создать не только B2C-, но и В2В-системы, чтобы помочь компаниям достучаться до правильных клиентов в нужный момент. И как выразилась Инесса Галактионова: «Оператор либо финансовый институт совершенно точно может потянуть несколько ключевых областей. Это вопрос борьбы ресурсов, компетенции и команды. Нужно ставить амбициозные цели. Зачастую они достигаются проще, потому что на рынке мало безумцев. Если браться за них, то конкурентов останется не так много».

Таким образом, перспективы телеком-индустрии кажутся весьма широкими и обнадеживающими. О том, удастся ли игрокам реализовать свои планы, узнаем в следующем году на XVIII ежегодном форуме операторов связи «Телеком 2022»!

Подробную информацию о форуме вы можете получить на официальном сайте проекта: https://events.vedomosti.ru/events/telecom21