Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

16 сентября состоялась онлайн-конференция «Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса в российских регионах», организованная Петербургским офисом Ведомостей и посвященная вопросам внедрения цифровых технологий в российской и мировой экономике, трендам трансформации и господдержки малого и среднего бизнеса. Эфир принял масштаб международной конференции, спикеры и зрители подключались не только из российских регионов, таких как, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Удмуртия, Владивосток, но и из стран СНГ, Евросоюза и ближнего востока.

Открывали конференцию модераторы, Александр Щелканов, к.э.н., доцент СПбГЭУ, член экспертного центра по ESG-трансформации Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия» и Анна Никитченко, вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства, управляющий партнер «O2Consulting».

«Как ни парадоксально, но в период COVID-19 в мировой экономике, несмотря на тренды сжатия и массового ухода малого бизнеса с рынка, наблюдается бум развития инновационного предпринимательства. Именно предприниматели понимают, что такое добавленная стоимость в бизнесе, и сегодня перед ними стоит очередной вызов как минимизировать затраты, предложить наиболее качественный сервис, поэтому цифровая трансформация – должна стать ключом для решения данных задач», – отмечает Александр Щелканов. «Поэтому сегодня мы пригласили не только представителей МСБ, региональные органы власти, но и международных экспертов из Всемирного банка и маркетолога, коуча и СЕО «Epiphany» Гарретта Джонстона со специальными докладами» – уточняет он.

В свою очередь Анна Никитченко в своём приветственном слове отметила значимость сектора малого и среднего бизнеса в экономике России. «Это почти 6 млн юридических лиц. В данном секторе занята большая часть российского населения». По мнению Анны, важно оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, а также объяснять предпринимателям преимущества цифровой модели бизнеса и тренды государственной поддержки. «Чем более зрелая компания с точки зрения цифровой трансформации, тем легче ей реагировать на изменения рынка и перестраивать свои бизнес-процессы».

По данным Всемирного банка, применение цифровых технологий увеличивает производительность любой компании в среднем на 25%. Речь идет не только об использовании облачных сервисов, но и о внедрении интернета вещей, искусственного интеллекта и других современных технологий. Однако малый бизнес не спешит переходить на цифровые сервисы, отметил старший специалист по частному сектору Всемирного банка Али Абукумаил. Предприниматели либо не знают об имеющихся возможностях, либо не могут найти на это средства, либо не способны правильно адаптировать сервисы в свой бизнес.

По словам Абукумаила, в России после пандемии около половины всех компаний начали использовать цифровые инструменты. В этом им помогают власти, рассказали представители регионов.



«Мы сейчас находимся в шаге от нового формата сотрудничества государства и частного сектора, создание маркетплейса со всеми цифровыми сервисами внутри акселератора. Мы реализуем эти сервисы, предоплачивая их для предпринимателя, делая доступным предоставление всех цифровых сервисов, которые способны увеличить доходы и минимизировать расходы предпринимателя», – заявил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик.
По словам заместителя председателя Правительства Республики Удмуртия, Михаила Хомича, главный секрет успеха региона в том, что он перенимает лучшие практики в других субъекта РФ, включая Петербург. «Ключевой тезис команды: быть предпринимателем – это патриотично. У нас логика следующая, если ты хочешь заплатить зарплату завтра, то нужно поддерживать предпринимателей сегодня», – поделился представитель Удмуртии. Власти внедряют целый ряд инструментов, добавил он. «Первое – тотальная цифровизация CRM. Второе – субсидирование и максимальная поддержка при выходе на маркетплейсы. Третье – свой маркетплейс, udm.market. И четвертое – тотальная акселерация. Суммарно всё это даёт результат», – рассказал заместитель Михаил Хомич.

В рамках конференции и.о. начальника Управления сопровождения проектов развития промышленности Агентства Промышленного Развития Москвы Роман Холодцов рассказал о том, как Правительство Москвы оказывает поддержку столичным промышленным предприятиям путем внедрения цифровых технологий: «Мы, как институт развития в области промышленности, плотно взаимодействуем с предприятиями и понимаем, с какими проблемами они сталкиваются на сегодняшний день. Мы не могли обойти стороной существующие проблемы в их работе по цифровой трансформации, и в прошлом году запустили новый сервис для промышленности «Банк Технологий, – отметил Роман Холодцов – «Сервис призван соединить разработчиков современных технологий Индустрии 4:0 и промышленные предприятия для их дальнейшего эффективного взаимодействия, чтобы решать задачи бизнеса и производства».

Малый бизнес стал частью стратегии цифровой трансформации и в Ленинградской области. По словам председателя комитета цифрового развития Ленинградской области Андрея Сытника, сейчас в регионе действуют около 70 информационных государственных систем, многие из них развивают и поддерживают субъекты МСБ. Кроме того, стратегия также предполагает развития дополнительных сервисов для повышения производительности труда и конкурентоспособности малого бизнеса региона.

Генеральный директор, председатель правления Корпорации «МСП» Александр Исаевич подчеркнул, что в современных условиях цифровой трансформации важно, чтобы формировалось две сущности: «Первая сущность – это компетенции и навыки предпринимательства. А вторая – сообщество». Также Александр Исаевич отметил, что в Корпорации «МСП» уже сейчас активно внедряются цифровые решения. «Мы стараемся перевести в цифру все существующие работы и коммуникацию с государством» – заявил он.

Вторую часть конференции, а именно, пленарную сессию с докладами «Успешные кейсы цифровой трансформации МСБ» открыла Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ. «Индекс цифровизации бизнеса на данный момент колеблется на уровне 51 п.п. мы находимся в середине нашего пути» - сказала Людмила. Также в исследовании было упомянуты проблемы информационной безопасности, «компании меньше уделяют внимание, развитию информационной безопасности, защите информации». Исследовании НАФИ также дало нам понять, кто быстрее внедряет в свой бизнес социальные сети, «региональные компании более активно используют страницы в соцсетях для рекламы и продвижения своих товаров, используют самые популярные социальные сети, по сравнению с Москвой. 72% использования социальных сетей у регионов, против 58% у столицы России», - сказала исполнительный директор, Людмила Спиридонова.

Про полезность социальных сетей и верное их использование рассказал экс-главный редактор журнала «Соцсети в помощь бизнесу» Павел Бесхитров. «ТикТок поверг титана, в августе 2021 года время, проведенное пользователями за просмотром видео в ТикТок, впервые было больше, чем на YouTube. Пока лишь в США и Великобритании, однако начало положено. Это связано с тем, что экспертного мнения больше в ТикТок, нежели в YouTube», - поделился Бесхитров. Также Павел привел статистику использования социальной сети ТикТок в России и развеял мифы о том, что это соцсеть не для бизнеса «В России используют ТикТок 36.6 млн человек, до 25 лет смотрит лишь 27% от общей массы и оставшиеся 73% используют данную социальную сеть для продвижения личного бренда или продвижения собственного бизнеса или компании».

Основатель компании «Рутмарк» Игорь Морозов рассказал о том, для чего они активно используют цифровые сервисы в социальных сетях. «Цифровизация бизнеса влияет на корпоративную культуру нашей организации», – отметил он.

Директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт Петербург» Сергей Норицин отметил возвращение интереса бизнеса к внешней торговле. Значительную частью работы этого направления обеспечивает цифровизация. «90% всех сервисов и услуг для ВЭД мы перевели в цифру» – рассказал Норицин. Банк объединил все сервисы, доступные для клиентов, а также небанковский консалтинг, чтобы дать возможность использовать цифровые сервисы в режиме «одного окна».

Руководитель по технологической поддержке направления кибербезопасности ПАО «МегаФон» Артем Мелёхин напомнил, что компании сектора малого и среднего бизнеса пострадали во время пандемии больше остальных. «Удержать свои позиции удалось только тем компаниям, которые оперативно поняли, что уход в «цифру» – это ключ к спасению, и смогли оцифровать свои бизнес-процессы и коммуникации внутри», – рассказал Мелёхин.

По данным исследования Mail.ru, на которое он ссылается, 29% компаний рассматривают возможность оказания части услуг через интернет, 21% предпринимателей открыли для себя облачные сервисы, 17% поняли, что необходимо переводить бизнес в интернет, 14% внедрили корпоративные чаты в систему внутренних коммуникаций. Артём Мелёхин отмечает, что ввиду специфики работы МСБ и необходимости оперативно принимать решения основная коммуникация происходит с помощью мобильных устройств. Обмен рабочими документами, командное общение в чатах и мессенджерах с незащищённых устройств являются серьёзными киберрисками. Эксперт МегаФона обращает внимание на необходимость защиты мобильных устройств и рабочих компьютеров сотрудников, проведения внутренних обучений по соблюдению правил информационной безопасности. Ключевые рекомендации с точки зрения обеспечения безопасности данных – переход на облачные сервисы и проведение регулярного аудита защищённости.

О возможных рисках также напомнил старший менеджер по продуктовому маркетингу «Лаборатории Касперского» Андрей Данкевич. Сотрудники часто пользуются облачными сервисами, даже не понимая, что к ним относятся и социальные сети, и мессенджеры, и другие распространенные приложения. И далеко не все понимают, какие риски несет их бесконтрольное использование. «Многие из них просто не должны быть на компьютерах сотрудников, чтобы работа была безопасной», – отметил эксперт. Также Данкевич рассказал, что на рынке существуют бюджетные продукты защиты, которые подходят и для малого бизнеса.

Специальный гость Гарретт Джонстон выступил в финале конференции и ответил на вопрос, почему аналоговые клиенты важнее цифровых сервисов: «Клиент – самый главный актив бизнеса. Клиент – человек, а человек – аналоговый, он не цифровой. Как только люди говорят мне, что мы нацелены на 100% цифровизацию, я им отвечаю, добро пожаловать на кладбище. У вас ничего не получится». Также он высказался на счёт банковской системы России, которая лидирует в сфере цифровизации. «Да, ваши банки впереди европейских по цифровизации, но ваши банки делают богаче себя, а не клиента. Это не должно являться нормой», – сказал Джонстон. Однако Гарретт Джонстон упомянул тот факт, что российские предприниматели очень сильны в своих идеях и высказал оптимистичный взгляд на будущее экономики нашей страны.

Конференция прошла в рамках серии онлайн-эфиров «Цифровая трансформация регионов». Организатором выступила газета «Ведомости».