25 января деловое издание «Ведомости. Санкт-Петербург» провело онлайн-конференцию «HR в регионах: рынок труда нового времени», где эксперты отметили, что некоторые российские компании уже начали настраивать систему электронного документооборота (ЭДО), внедрять искусственный интеллект (ИИ), чат-ботов и другие технологии. Остальные либо еще не приступили к оцифровке, либо только планируют этим заняться. Такое стремление в том числе обусловлено экспериментом Министерства труда России по переходу на электронные кадровые документы, который начался в 2020 г. По словам руководителя департамента инновационных HR-сервисов VK HR Tek
Довара Исакова, подобная цифровизация решает несколько задач бизнеса: быстрый найм и автоматизация кадрового делопроизводства; возможность работы не только с кадровыми документами; автоматизация проверок государственной инспекции труда.
«Все ведущие компании России за прошлый год и начало этого года начали активное изучение рынка. Мы видим огромный спрос на внедрение систем кадрового электронного документооборота, и это происходит повсеместно», – рассказал эксперт. Переход на кадровый ЭДО также позволит компаниям снизить расходы на покупку бумаги, печать, хранение и доставку готовых документов. По данным Исакова, в среднем в год у компаний на это уходит около 1,2 млн руб.
С этим утверждением согласен директор по развитию компании «Рокет Ворк»
Александр Королев. Бизнес стремится не только упростить ведение документооборота, но и сократить расходы, в числе которых выплаты в фонд оплаты труда. По словам эксперта, легально перекладывая типовые, сезонные или проектные работы на самозанятых, компании могут сэкономить более 20 млн руб. в месяц, так как налоговая нагрузка на внештатных специалистов ниже. Сейчас в России числится 6 млн самозанятых, с 2019 г. было уплачено 40 млрд руб. налогов, следует из данных Королева. «Компании, которые начали сотрудничать с внештатными специалистами, могут полностью автоматизировать существующую работу с ними», – уверен эксперт.
Еще одно перспективное направление в HR – развитие искусственного интеллекта (ИИ). Руководитель продуктового направления Mango Office
Антон Артемов отметил, что благодаря внедрению ИИ в рабочий процесс HR-специалисты могут сократить рутинные этапы в своей работе и сосредоточиться на выполнении более важных задач. Например, используя роботизированные сервисы, в частности чат-боты, можно проводить первичный отбор кандидатов или адаптацию новых сотрудников, а также получать обратную связь от персонала. «Благодаря внедрению цифровых технологий эффективность работы растет за счет правильного распределения нагрузки на HR-подразделение», – подчеркнул Артемов.
Одним из трендов настоящего времени в области управления персоналом является тотальная цифровизация и переход корпоративного обучения в онлайн, отметила HRD платформы Lerna.ru
Марина Арефьева.
«Корпоративное обучение – это не только онлайн, это внедрение мобильных технологий, создание цифровой среды для учащихся. В целом компании меняют подход к обучению и делают акцент на применение цифровых инструментов», – отметила эксперт.
В рамках национального проекта «Производительность труда» также планируется запустить продукт, который позволит роботизировать все стандартизируемые HR-функции, рассказал директор департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Министерства экономического развития России
Александр Молодцов. Проект находится в совместной разработке с цифровой экосистемой нацпроекта, которая бесплатно помогает предприятиям начать цифровую трансформацию.
«Нацпроект помогает предприятиям отладить производственные процессы, логистику и сбыт продукции. Следующий этап – цифровая трансформация. Платформа Эффективность.рф бесплатно помогает компаниям сделать аудит цифровой зрелости и подобрать программное обеспечение: от офисного до промышленного. Затем эксперты помогут сформировать закупку, найти проверенного вендора и внедрить цифровое решение», – добавил он.
Но процессы цифровизации HR-функций и в целом рабочие процессы усложняются тем, что на рынке труда не хватает как специалистов в ИТ-сфере, так и рядовых сотрудников, говорит руководитель отдела маркетинга по Северо-Западу HeadHunter
Екатерина Соловьева. «Острая нехватка сейчас наблюдается среди опытных айтишников уровня middle и senior, а также в таких профессиональных сферах, как продажи, производство, рабочий персонал. Несмотря на то, что вакансии активно восстанавливались после февральских событий, мы видим, что в целом декабрь 2022 г. к декабрю 2021 г. показал отрицательную динамику почти по всем федеральным округам», – отметила эксперт.
Самая большая потребность в работниках отмечается в сферах информационных технологий, строительства и транспорта, согласен председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Дмитрий Чернейко. По его словам, чтобы уйти от нехватки персонала, необходимо повышать производительность труда, улучшать кадровую логистику, совершенствовать нормативную базу, разрабатывать гибкие программы обучения под нужды работодателей.
«Сейчас сложно найти полностью готового квалифицированного специалиста. Нужна заточка под конкретного работодателя, под конкретные корпоративные профессиональные стандарты. А существующая система образования неизбежно консервативна, она всегда является заложником учебных планов, программ и своей нормативной базы», – рассказал Чернейко, добавив, что выходом из ситуации являются программы повышения квалификации, разработанные по запросу предприятий.
Системные проблемы в HR требуют решений, основанных на данных, а не только на интуиции, отметил, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг»
Павел Безручко.
«На основе данных можно создать модель, позволяющую количественно прогнозировать эффект и затраты различных сценариев привлечения персонала», – подчеркнул эксперт.
В рамках эфира партнер и руководитель трудовой практики Nextons
Марина Рыжкова рассказала о тенденциях судебных споров в законности увольнения и обратила внимание на то, что в настоящее время суды настроены на защиту прав работников, а не на размышления о равноправии сторон.
В заключение
Юлия Никитина, независимый консультант, отметила, что «изменения на рынке, новые цифровые решения меняют систему взаимоотношений работодатель/сотрудник – работник все чаще и все больше становится «самозанятым» не с правовой точки зрения, а ментально, что требует новых подходов к управлению, мотивации, контролю – построению нового типа отношений с персоналом».
Полную запись онлайн-эфира можно посмотреть по
ссылке.