Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

31 мая 2019 г. деловое издание «Ведомости» провело Российский форум по инновациям в недвижимости.

О новых мировых трендах в экономике и обществе, влияющих в том числе на развитие недвижимости, рассказал Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования, ИСИЭЗ ВШЭ. Мир меняется настолько стремительно, что отвечать на вызовы, стоящие перед бизнесом, надо еще быстрее: все компании в мире сталкиваются с очень сильными трансформациями, которые во многом вызваны сменой технологической парадигмы. Сейчас все занимаются цифровизацией, но о ней японцы говорили еще 30 лет назад. Без выстраивания системы раннего предупреждения и проактивного поведения бизнесу не выжить. Первое глобальное изменение связано со старением населения. Появился термин – «серебряная экономика»: то есть экономика, направленная на обеспечение потребностей пожилых, но остающихся активными людей. По различным оценкам, уже в 2020 г. рынок товаров для пожилых составит около $15 трлн. Это влияет на урбанистику, на требования к зданиям, вызывает необходимость создавать особые системы и устройства.

Следующий безусловно сильный тренд - Sharing economy (экономика совместного потребления). По самым скромным оценкам, к 2025 г. она составит примерно $330 млрд. Это не только Uber и Airbnb, экономика совместного потребления сильно влияет на понимание общественного пространства: какими должны быть современные офисы, что обязательно должно присутствовать в жилых новостройках? Это вопросы, на которые надо отвечать уже сейчас.

Следующий глобальный тренд – это умные города. Та компания или та страна, которая сможет предоставлять концепцию умного города «под ключ», как, к примеру, сейчас предлагается офис «под ключ», будет в лидерах. Здесь роль строительных компаний, урбанистики колоссальна. Без цифровизации эту проблему не решить, но необходим комплексный подход и совместимость различных «умных» систем и инжиниринговых решений. Сейчас вы хотите построить умное здание, но сталкиваетесь с тем, что у вас лифты не «соединяются» с парковками и т.п. Еще одна проблема: цифровизация сильно меняет структуру издержек производства. Можно уволить половину сотрудников из-за цифровизации, но куда девать эти сотни тысяч высвободившихся рабочих рук?

Многие строительные компании говорят: «Мы используем наши знания и навыки, чтобы сделать виртуальные рабочие места». Учитывая, что сейчас можно удаленно работать – это действительно очень важная история. Но отрасли недвижимости необходимо осознать, что она работает очень близко к конечному потреблению. Девелоперы должны понять, как они могут трансформировать бизнес, решая проблемы потребителей «под ключ». Сейчас есть много разных теорий, маркетологи говорят о поколениях X, Y, Z, но факт остается фактом: марктологи не знают своего потребителя. Что хочет молодежь? Они хотят каждые выходные ездить на дачи, покупать квартиры, для них важен социальный статус? Нет! Им важна свобода: свобода перемещения и возможность поддерживать высокий уровень жизни. И это неизбежный тренд.

Москва сейчас на втором месте в мире по использованию каршеринга. Многие сейчас отказываются от собственных дач, потому что можно снять коттедж под любой бюджет. Новые тренды открывают новые возможности девелоперам, если последние поймут, «чем дышит потребитель» и смогут ему предложить комплексный, системный продукт.

Максим Берлович, глава московского направления ГК «Эталон» и президент компании «Лидер-инвест», признал, что строительная отрасль всегда была консервативна, тем не менее, инновационные модели недвижимости начали проникать в нее и развиваться примерно с 2013 г. Компании вроде WeWork, которые предлагали коворкинги – то есть по сути «шеринговые» рабочие места, за один-два года поднимали капитализацию в сотни раз.

«Эталон» работает на рынке недвижимости более 30 лет, создал большую клиентскую базу (более 250 000 человек). Ее оценка позволяет сделать вывод, что вопросы об увеличении жилой площади, о приобретении более комфортной недвижимости для себя или дополнительной для детей и родителей, по-прежнему актуальны. В месяц компания обрабатывает более 10 000 обращений от жильцов в Москве и в Петербурге. Вопрос на повестке: как девелоперу монетизировать эту информацию? Компания предлагает своим клиентам дополнительные услуги вроде доставки продуктов, консьерж-сервис. Но для крупного девелопера этот бизнес слишком небольшой. А вот если выстраивать коммуникации с телекоммуникационными компаниями, у которых есть необходимые онлайн-платформы, то может получиться интересный симбиоз.

«Мы движемся от экономики производства к экономике услуг и девелоперу эту игнорировать ни в коем случае нельзя», - уверен Берлович. Поэтому инновации девелоперских компаний в меньшей степени связаны с «продуктом» или стройматериалами, но в большей - с созданием дополнительных ценностей для клиентов. Со временем будет появляться большое количество стартапов, которые будут предлагать сервисы по аренде жилья, офисов, по продаже недвижимости.

Переход на проектное финансирование выставляет девелоперам новые требования не только в части проптеха, но финтеха. Раньше строители пользовались деньгами дольщиков, сегодня вынуждены брать кредит у банков – поэтому возросла ответственность за освоение и правильное планирование денежных потоков.

«Умный» город должен быть не только урбанистически красивым, но и полезным для его жителей, уверена Елена Кострова, руководитель направления сетевого консалтинга Hewlett Packard Enterprise. Цифровые решения, применяемые при строительстве больших общественных объектов, служат увеличению людских потоков, получению дополнительных доходов путем улучшения инфраструктуры и появлению новых сервисов. Вследствие этого, у тех, кто продавал недвижимость или сдавал ее в аренду, появляется новая бизнес-модель. Идея в том, что люди, которые приходят в музей, стадион или на выставку, приходят в некое место, в котором им нравится быть, и куда им нравится возвращаться. Например, загрузив приложение для смартфона стадиона «Ливайс» (Калифорния, США, пользователь может не только получить электронный билет, но и заказать еду на трибуну, увидеть афишу мероприятий, осуществлять виртуальную навигацию по объекту и т.д. «Ливайс» за время внедрения приложения увеличил количество посетителей с 17 000 до 200 000, продажи напитков и еды составили за один сезон $1,5 млн, было привлечено примерно $750 000 спонсорских средств. Ряд российских девелоперских компаний идут по этому пути, реализуя сервисы навигации, заказа еды.

Например, у ГК «Основа» есть приложение «умный дом», которое устанавливается покупателям квартир, чтобы они могли заказать доставку еды, вызвать сантехника, дворника, рассказал Александр Ручьев, президент компании. Для девелоперов важно сейчас не только создать канал связи с клиентом, но и постоянно быть с ним на связи, сохраняя лояльность этого клиента на протяжении достаточно долгого времени. У «Эталона» тоже есть подобное приложение, но Берлович полагает, что развитие IT-инфраструктуры должно сопровождаться созданием доверительного канала связи с пользователями.