29 марта деловое издание «Ведомости» провело XX юбилейную конференцию «Ритейл в России». Первая сессия – «Торговля в эпоху неоконсьюмеризма» – была посвящена стратегиям и тактикам работы нонфуд-ритейла в условиях экономической турбулентности и снижения покупательской способности.
Торговый ландшафт меняется. По подсчетам Анны Никандровой, партнера Nikoliers, с марта 2022 года 59 заграничных брендов временно приостановили работу, 38 покинули рынок России, 34 провели ребрендинг. В торговых центрах началась ротация арендаторов: площади, высвобождаемые зарубежными брендами, стали предлагаться отечественным. «[Зарубежные] компании освободили уникальные площадки, к которым ранее мы не имели доступа… Появилось большое количество предложений, большое количество помещений, и в этот момент мы «выстрелили» с новой концепцией», – поделился успехом «Глории джинс» Алексей Кондраков, старший вице-президент по недвижимости. За прошлый год компания увеличила выручку на 15%, до 70 млрд руб., а узнаваемость бренда у потребителей перешагнула за 90%.
По мнению Феликса Либа, генерального директора Natura Siberica, российские производители, которые выстраивают правильную стратегию, вполне конкурентоспособны по сравнению с самыми лучшими зарубежными «аналогами». Его компания видит в столичных и крупных городах «существенное наступление» онлайна, поэтому переносит физические магазины в регионы и пробует новые форматы вроде shop-in-shop в магазинах федеральных продуктовых сетей: в 2022 году Natura Siberica открыла сто таких точек в «Перекрестках» по всей стране, от Калининграда до Дальнего Востока.
Avito также скорректировала стратегию развития. Из обычного классифайда онлайн-площадка стремится превратиться в полноценный маркетплейс, сделав ставку на привлечение средних и крупных продавцов новых товаров, рассказал директор по продажам Сергей Бугорский.
Ювелирный бренд Sokolov фокусируется на открытой и понятной программе лояльности, поделился его генеральный директор Николай Поляков («Если у тебя есть бонусные баллы, то можешь их тратить без каких-либо ограничений»), и на «нормальной коммуникации с людьми».
Спикеры второй сессии говорили про «точки роста в условиях турбулентности». Марья Дей, недавно назначенный генеральный директор Pony Express, объявила о фокусе компании на рынок В2В и полной перестройке логистических цепочек, «исходя из действительности, в которую мы зашли».
Антон Алябьев, старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP, поделился оптимистичным показателем рынка складов (вакантных площадей на нем сейчас 1%) и таким же прогнозом по его развитию: по итогам года может быть законтрактовано 2,5 млн кв. м, соотношение сделок Москва/регионы будет примерно 50/50. Объемы нового строительства упали, одна из причин – высокая цена стройки, объяснил Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP: «Что-то нельзя привезти, что-то очень сильно подорожало, весь проект от момента котлована до ввода в эксплуатацию стал дороже и дольше». Складские девелоперы очень внимательно следят за тем, как меняется пул арендаторов: кроме параллельного импорта, онлайн-ритейла и «фудовиков», наблюдается большая активность со стороны импортеров автозапчастей и прочих комплектующих. «Если иностранная компания какая-то уходила – у нас таких пара-тройка случаев было, – на ее место моментально приходили российские компании, пусть порой не того же сегмента, но очень-очень смежного», – подытожил он.
Дмитрий Тютликов, директор по логистике Inventive Retail Group, рассказал, что за прошлый год компания «диаметрально и полностью перестроила всю схему логистики»: «Если раньше 98% товара мы получали в России от прямых дистрибьюторов и практически ничего не завозили сами, то сейчас налажены цепочки поставок [по параллельному импорту из-за рубежа], магазины полны, даже ассортимент расширился».
Юлия Шевкаленко, директор по инфраструктуре «Мэлон фэшн груп», сообщила, что «даже самые обреченные каналы возобновляются», появляются новые решения, а большинство направлений «либо падает в цене, либо показывает стабильность»: «Сейчас можно говорить, что ситуация управляемая, для импорта по нашей тематике мы понимаем, что происходит. Мы надеемся, что никакие новые беды не собьют нас с ног сильнее, чем это уже было [в предыдущие три года]».
Модератор третьей сессии – «Новые вызовы, новые ниши» – Алина Рыбникова, старший директор по работе с клиентами исследовательского центра «Ромир», поделилась данными опросов россиян. В марте 2022 года аналитики обнаружили существенный провал индекса покупательской уверенности, к июлю процент позитивно настроенных стал больше, затем в сентябре, после объявления мобилизации, вновь резко произошло снижение, но быстро нивелировалось: «Потребитель восстанавливается, адаптируясь к тому, что происходит», – подвела итог эксперт.
Олег Егоров, директор по маркетингу Flowwow, данными по своей компании проиллюстрировал слова Рыбниковой: «В первом полугодии темпы роста у нас замедлились примерно процентов на 30, но мы их отыграли во втором полугодии, сделав оборот за 2022 год в 4,5 млрд руб. Первый квартал 2023 года мы прошли с рекордным ростом в 150% к прошлому году». В прошлом году Flowwow открыл представительство в Бразилии, продолжил развиваться в Великобритании и начал продвижение в Дубае, где в первом квартале сделал рекордную выручку, в основном «за счет экспатов», признался маркетолог.
Саид Ислямутдинов, коммерческий директор Poison Drop, поделился амбициозными планами компании на 2023 год: «Мы планируем вырасти в два раза как на российском, так и на зарубежном рынке». Для сегмента украшений основной формат для роста – это офлайн-магазины, в первую очередь в Москве и затем в Санкт-Петербурге.
Александр Лигер, генеральный директор ViEvo, напротив, не видит альтернативы онлайн-ритейлу. Его молодая технологическая компания намерена облегчить россиянам выбор «луков» (от англ. «look» – «образ»). Потребитель сможет подобрать приглянувшийся предмет гардероба на основе видеоизображения либо картинки из соцсетей понравившегося ему актера, нажав на иконку ViEvo на экране, или даже фото обычного прохожего, загрузив это фото в приложение. Успешность «умного поиска» обеспечивает искусственный интеллект, который подберет несколько вариантов понравившейся вещи и даст ссылку на магазины, где можно ее купить. Монетизировать эту историю возможно, заключая соглашения с ритейлерами – продавцами одежды, продукцию которых ViEvo сможет предлагать потенциальным покупателям.