ВедомостиВедомости

Пострелиз

Ритейл в России: перенастройка отрасли
Дата проекта: 30 марта 2022г.



30 марта «Ведомости. Конференции» провели XIX ежегодную конференцию «Ритейл в России». В этом году главной темой была выбрана «Перенастройка отрасли».

Ольга Сумишевская, партнер One Story, модератор первой сессии «Новая матрица торговли», в начале форума дала краткий отраслевой анализ текущей ситуации: «Множество ритейлеров поставили «на паузу» свое развитие. Развитие, которое заключается в открытии новых магазинов, в запуске новых мощностей либо в разработке технологических продуктов». Капитальные затраты практически все «порезаны» либо сохранены на минимальном уровне, аналогично сокращены операционные затраты, – рассказала спикер, отметив, однако, что компании по максимуму стараются сохранить людей. «К сожалению, в таких условиях ни заработные платы, ни реальные доходы населения расти не смогут. Компании сейчас изобретают разнообразные цепочки поставок с оглядкой на множащиеся ограничения, пытаясь доставить нужный товар по максимально выгодной цене», – подытожила Сумишевская.

Иван Гуз, заместитель генерального директора «Авито» и руководитель направления «Авито товары», поделился планами по развитию компании как самостоятельного российского бизнеса (сейчас она отделяется от OLX Group): «Авито» исторически управлялась локально, глобально ничего не поменялось, кроме скорости принятия решений и возможностей для инвестирования в локальные проекты». «Авито» не классический ритейлер и не маркетплейс, но витрина для продавцов, – подчеркнул Гуз. Графически бизнес компании можно сравнить с пирамидой, в основании которой примерно 19 миллионов «частников», то есть продавцов – физических лиц, еще около 1,5 миллиона полупрофессионалов (в «Авито» называют их «микробизнесами»), 250 тысяч представителей малого бизнеса и 25 тысяч – среднего. По словам Гуза, сейчас низ пирамиды начал активно расти, быстрее, чем верх, который традиционно «жил в офлайне». Тем не менее на витрине «Авито» увеличивается «ассортимент и б/у, и новых товаров, люди стали понимать, что надо прикладывать усилия и оцифровывать то, что раньше продавалось в офлайне».

Анжела Рябова, генеральный директор ГК «Красный Яр» и «Батон», глава «Восточного союза», рассказала, чем живет сейчас ритейл Сибири и Дальнего Востока: «Тренды в регионах примерно как и в Москве. Предпринимательство – это поиск возможностей, когда их нет. Но мы находим эти возможности. Безусловно, мы видим разрыв цепочек поставок у всех сетей. Поставщики сокращают отсрочки, отказываются от ранее согласованных акций, от промо».
Все ритейлеры, по словам Рябовой, увидели в марте шоковый спрос покупателей на товары длительного хранения и непищевые товары. Сейчас он снизился, «но мы все равно еще не вернулись к продажам «обыкновенного» периода», – заявила она. «В зоне риска», по мнению Рябовой, сахар, мука, соль, бытовая химия. Ее компания старается поддерживать лояльных старых поставщиков и ищет новых. Спикер полагает, что «ротация» поставщиков у ритейлеров «будет очень большая, до 40%».

Максим Новиков, президент «Союзнапитков», рассказал, что они сейчас ведут переговоры «о выстраивании долгосрочных проектов по совместному производству концентрированных основ и пюре для выпуска соков, детского питания, различных соусов на территории Узбекистана и экспорта готовой продукции». На все это они видят в странах СНГ «достаточно серьезный спрос». Проблема в том, что на постсоветском пространстве «пока недостаточно выстроена упаковочная индустрия». Однако это следует рассматривать как шанс для российских стекольных заводов, которые могут получить новые рынки сбыта, «потому что продукция в стекле пользуется большим спросом». «Нам сейчас, как в «Алисе в стране чудес», чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы куда-то успеть, надо бежать со всех ног, – сравнил спикер. – Сейчас важно максимально быстрое принятие решений по перестроению всей цепочки производства своего продукта. Мы живем в новой реальности, и она останется с нами на несколько лет».

Анна Никандрова, партнер, член совета директоров «Колиерз интернешнл», как модератор второй сессии «Офлайн-опора для торговли», начала выступление со статистики: «На конец 2021 года в России была тысяча качественных торговых центров. Это около 30 миллионов квадратных метров качественных площадей и 10 миллионов занятых в сфере ритейла человек».
Если в конце прошлого года основной угрозой для офлайн-ритейла назывался онлайн-ритейл, то сейчас консультанты пытаются найти оптимальные решения для региональных объектов, чтобы сохранить для них возможности развития: «Основная часть участников этого рынка занимается операционной деятельностью в режиме 24/7». В текущей ситуации почти половина арендных контрактов «подморожена»: «Западные бренды, которые объявили о приостановке, пока не освобождают помещения, сохраняют их за собой, и судьба этих площадей непонятна».

Марья Дей, директор по развитию новых форматов Ozon Fresh, напомнила, что «при любом кризисе перераспределяется доля общих трат на еду». Однако спикер видит неплохие перспективы для продуктового ритейла даже в текущей ситуации, особенно в «ценовых сегментах» «Магнита» и «Пятерочки», с одной стороны, и «Азбуки вкуса» – с другой: в сложные времена потребители из «среднего класса» уходят ниже, но элитарная прослойка все равно остается.
Что касается крупных маркетплейсов, работающих в России, то новые капиталовложения со стороны западных инвесторов в их развитие приостановлены, поэтому «будем надеяться» переключиться на российские деньги и на то, что «государство нам поможет», – заявила спикер.

Глеб Белавин, заместитель гендиректора МЛП, видит безусловный плюс складской недвижимости в том, что она имеет запас прочности при любых экономических потрясениях: «Невозможно взять и за один день закрыть на амбарный замок склад и сказать, что ты больше за него платить не будешь». За большую устойчивость складской сегмент «платит» более низкой маржой, хотя с середины 2021 года он «начал перегонять по доходности торговую недвижимость». Спикер полагает, что определенная «перегретость» рынка складской недвижимости, которую мы наблюдали за прошедшие 3 – 6 месяцев, сначала должна «остыть», потом «охладиться», а потом как-то измениться. Произойдет это не раньше осени текущего года. Что касается переделки торговых центров под склады, то Белавин относится к ней скептически: «Мы можем сохранить [покупательский] трафик. Никто не запрещает сейчас людям ходить в торговые центры [как это было в пандемию]». Но как только на месте любого торгового помещения появится даркстор или склад, «представляете, какая реакция у посетителя этого торгового центра будет»?! Он предлагает собственникам магазинов задуматься над введением либо дополнительных форматов, либо еще каких-то опций, но не менять профиль.

Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК, полагает, что в сфере российской логистики, особенно в «последней миле», сейчас должна быть перестройка, как во всей Европе. Должна произойти «очистка» рынка, которая позволит профессиональным игрокам укрепить клиентские портфели и за счет этого еще больше повысить уровень сервиса.

Борис Кац, председатель совета директоров «Леонардо», полагает, что проблема взаимоотношений между арендодателями и арендаторами в том, что ритейл и владельцы помещений «живут в совершенно разной скорости»: «Владение недвижимостью – это очень медленный, спокойный бизнес, а ритейл – это бизнес быстрый». Два года назад всем казалось, что большей проблемы, чем пандемия, быть не может, и хуже, чем было, не может быть. Но сейчас от 10 до 50% площадей в торговых центрах находятся в подвешенном состоянии: «Арендаторы и договор не расторгли, и платить не платят, и что делать с ними, непонятно». Одновременно взаимодействовать с десятками компаний по десяткам помещений у торговых центров нет юридического ресурса. Спикер полагает, что через несколько месяцев рынок столкнется одновременно с двумя противоположными проблемами: с падением платежеспособного спроса (потому что экономические проблемы будут нарастать) и с падением предложения (потому что по разным причинам разные бренды в страну попадать не будут).

Александр Копанев, генеральный директор «ЦДМ на Лубянке», сказал, что на рынке ритейла «достаточно интересная ситуация складывается»: многие сети, которые никак не завязаны на импорт, начали выкручивать руки торговым центрам, посылать им ультимативные уведомления о переходе на процент от товарооборота и пересмотре условий аренды. Он считает это «тревожным звоночком», потому что это выглядит как попытка «воспользоваться моментом и отжать условия для себя получше».
ЦДМ, по словам Копанева, со стороны своих арендаторов пока что такого не наблюдает, так как еще пару лет назад «сделал ставку на контент», на то, что является туристическим местом, и развивает собственный ритейл. Спикер уверен, что нужно искать новые доходные направления для торговых центров. Для ЦДМ это поп-арт-торговля, которая привязана к выходу фильмов и мультфильмов, возможное проведение мероприятий. Объект может стать «внутренним маркетплейсом» для тех, кто, например, хочет отпраздновать свой личный праздник внутри торгового центра.

Иван Стасюк, советник юридической компании РКТ, занимающейся антистрессовым управлением проблемными активами и банкротством, в своем выступлении высказал «юридический взгляд на ситуацию». Самый острый вопрос, который сейчас возникает, – это вопрос с арендой. Но сейчас ситуация по сравнению с пандемией более вариативная, торговым центрам в принципе не запрещают работать. Какие проблемы у арендаторов? Первая – это снижение покупательского спроса. Вторая – колебание курсов валют. Вопрос в том, насколько значимыми для судов будут эти проблемы, когда арендодатель подаст иск о неисполнении арендаторами условий аренды. Сейчас, по словам Стасюка, «есть определенный тренд к тому, чтобы резко что-то в законодательстве поменять, что-то придумать». Есть проект о том, что в связи с санкциями какие-то обязательства могут считаться прекращенными, но вопрос, как всегда, в толковании написанного.