23 марта 2021 г. «Ведомости» провели форум «Ритейл в России: время дискаунтеров и маркетплейсов».
Стратегическая сессия «Ритейлеры и деньги» была посвящена вопросу, на чем и как заработать отрасли в пост-пандемический период.
Модератор, Михаил Шкляев, директор по трансформации бизнеса, dentsu Россия, во вступительном слове напомнил об основном тренде ушедшего года - крайне бурном развитии доставки и e-commerce, а также поделился прогнозом по росту электронной коммерции: в пять-шесть раз в ближайшие пять лет.
Владимир Салахутдинов, директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Retail Group, озвучил тезис о том, что потребление стало более рациональным. Цена остается ключевым критерием выбора для более чем 50% покупателей, но также растет значимость других факторов: атмосферы, ассортимента, удобства покупок. В одном магазине «собрать» все это воедино сложно, поэтому перед ритейлерами стоит вопрос дифференциации форматов.
Руслан Исмаилов, член правления, заместитель генерального директора, директор розничной сети «Магнит», рассказал, что в сети также активно происходит дифференциация форматов. Если раньше было общее определение: например, «магазины большого формата», которое включало в себя и супермаркеты, и гипермаркеты, и опт, то сейчас компания все это «разводит» и усиливает определенные, свойственные каждому формату, черты. Например, у супермаркета - сервис, у гипермаркета - ассортимент. Тестируются новые ниши, чтобы нащупать, что нужно покупателям. Теперь «Магнит» стремится дать покупателю не только прагматизм, но и эмоции.
Андрей Постников, генеральный директор «Ориентир», поделился, что, хотя прошлый год нельзя назвать годом зарабатывания прибыли, но зато он дал много возможностей для увеличения объемов бизнеса и получения прибыли в будущем. 2020 г. поставил перед ритейлерами задачи нового порядка, например, как повысить пропускную способность обрабатываемых заказов, сократить время доставки, увеличить число необходимых инфраструктурных объектов (например, фулфилмент-центров), и, главное, как уменьшить затраты на поддержание этой инфраструктуры.
Даниил Федоров, финансовый директор Ozon, полагает, что торговые компании, делящие мир на офлайн и онлайн, не имеют будущего. Ozon не «привязывается» ни к какому формату, принцип его работы - дать весь ассортимент мира по доступной цене всем россиянам с доставкой «на следующий день». Поэтому инвестиции идут сразу во все форматы, кроме разве что «классического магазина».
Александр Гольцов, управляющий партнер онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру», в прошлом году открыл ПВЗ нового формата, в которых добавилась функция «демонстрационного зала», куда покупатели могут прийти и посмотреть продукцию. «Это дорогостоящие вложения», - посетовал он, но такой формат притягивает покупателей, хотя и составляет около 10% бизнеса. Сегмент DIY активно растет с прошлого года, с развитием «загородной жизни» его перспективы становятся еще радужнее. Сейчас крупные игроки вполне могут забрать долю у огромной неорганизованной розницы, которая проигрывает им в сервисе, а потом и сами «столкнутся лбами».
Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард», признался, что вынужденное — по причине пандемии - закрытие розничных магазинов «Эконики» в прошлом году сильно повлияло на выручку, но в итоге за 2020 г. обороты снизились на 4%, так как в конце года - спасибо онлайну - падение удалось отыграть. По его мнению, для фэшн-ритейла есть два варианта для выживания в будущем: либо идти на маркетплейс, либо усиленно развивать свой моно-бренд. Компания наращивает омниканальную стратегию продаж и даже вышла на зарубежный рынок, продажи на котором думает поднять к концу 2022 г. до до 8%.
Андрей Зименков, коммерческий директор бизнес-рынка МТС, несомненным плюсом пандемической перестройки бизнеса назвал свершившийся наконец переход от разговоров о необходимости технологий к их реальному использованию. Речь идет об искусственном интеллекте, геоаналитике, обработке больших данных. По оценкам МТС за период пандемии покупки онлайн впервые попробовали 10 млн потребителей, минимум 60% из них станут пользоваться онлайн-шоппингом постоянно. Это реальный тренд, который существенно меняет модель потребления.
Александр Дидух, управляющий директор московского офиса Alvarez&Marsal, поддержал коллегу в том, что ритейл перешел от «хайповых пилотов» к вдумчивой практической работе с большими данными, и стал смотреть на то, какой финансовый результат принесет использование технологий.
Владимир Косьер, коммерческий директор Coca-Cola HBC Россия, отметил, что из 28 стран, в которых работает компания, в России за прошлый год она показала прибыль - так как здесь пандемические ограничения для бизнеса были не такие серьезные.
Тактическая сессия «Потребители и магазины» была посвящена поиску ритейлерами новых - востребованных потребителями - форматов.
Марина Малахатько, директор, руководитель отдела торговых помещений CBRE, заявила, что, несмотря на разговоры о необходимости редевелопмента торговых центров, примеров «категорической смены формата» старых объектов совсем немного. В основном девелоперы предпочитают проводить реконцепцию, расширяя оutdoor-пространство, что позволяет посетителям торговых центров приходить туда не только за товарами, но и за положительными впечатлениями.
Практическая сессия «Клиент и сервисы» была посвящена омниканальному клиентскому опыту, развитию новых сервисов и партнерств с целью оптимизации «последней мили».
Модератор, Ольга Сумишевская, партнер One Story, рассказала, что клиентам сейчас нужен не просто какой-то конкретный формат магазина, но любимое классное место для покупок. Это место должно обладать определенными характеристиками. Во-первых, это омниканальный персональный сервис, рекомендации в соответствии с клиентскими предпочтениями. Во-вторых, удобная, комфортная и быстрая организация процесса покупки. И третье - оптимизация «последней мили».
Михаил Морозов, директор по работе с покупателями «Утконос онлайн», рассказал про динамичные изменения в работе онлайн-ритейлеров и рост их оборотов. Как иллюстрацию увеличившегося «масштаба» работы он привел такой факт: еще недавно у «Утконоса» был один склад, теперь пять.
Наталия Плетнева, директор по продажам, DPD в России, отметила, что 2020 г. научил российских бизнесменов «двигаться очень быстро» и стать похожими на зарубежных коллег. Например, DPD в России в 2020 г. ввел бесконтактную доставку, доставку с возможностью оплаты по специальному приложению, доставку с опцией «оставить у двери». Курьерская логистика, по ее прогнозу, будет развиваться по следующим направлениям: дарк-хабы, которые дадут возможность клиенту выбрать удобный для него интервал доставки и получить заказ в комфортный для него временной промежуток; геоаналитика, при помощи которой компания будет определять «точки на карте» для организации новых (и закрытия непроходных) пунктов выдачи заказов; диджитал, на основе которого будет выстраиваться общение потребителей со службами доставки.