ВедомостиВедомости

Пост-релиз

4 сентября 2020 года «Ведомости. Конференции» провели XVII ежегодный форум «Ритейл в России». Мероприятие прошло в смешанном формате: выступления спикеров офлайн были дополнены онлайн-включениями, телемостами из разных городов России: Новосибирска, Красноярска.

Стратегическая сессия «Трансформация потребления – трансформация ритейла» была посвящена обсуждению итогов пандемии и развитию отрасли.

Модератор Артем Соколов, президент АКИТ, подчеркнул, что в первой половине года e-commerce вытянула обороты компаний.

Управляющий директор «М.Видео» Дагмара Иванова рассказала, что сеть, отказавшаяся от «деления» бизнеса на онлайн и офлайн, приняла за основу своей работы концепцию one retail. Во время пандемии компания боролась за каждый рубль продаж, используя несколько форматов: полноценный магазин, пункт выдачи заказов, pop up store (торговая точка была вынесена за пределы магазина), dark store, а также выдавая заказы клиентам на парковке. Это позволило, несмотря на карантинные ограничения, увеличить в первом полугодии выручку на 8% и показать блестящий результат по EBITDA (+20%) и чистой прибыли (+44%).

Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 вольт», вспомнил, как во время пандемии в некоторых регионах пытались «закрыть все ПВЗ и превратить их в КПЗ», запрещая поставки непродовольственной продукции для интернет-торговли. У его компании были закрыты розничные магазины, часть их использовалась как ПВЗ, зато онлайн-продажи в мае – июне выросли более чем на 100%. В этом помогли сегменты b2c и b2bc: частный сектор и мастера-ремонтники, в то время как стандартный b2b просел. «Мы очень боялись кризиса неплатежей, думали, что он случится в июне, но он начался в августе – сентябре», – отметил Федоров, заявив, что сейчас в регионах не хватает денег и «220 вольт» вынуждена «много судиться», так как «300 000 компаний ей чего-то должны». Чтобы набрать клиентов, во время пандемии компания сделала бесплатную доставку, увеличила в два раза кол-центр (до 400 человек), который три месяца работал на удаленке. Сейчас все сотрудники вернулись на работу.

Евгений Давыдович, президент «Связного», выступая по телемосту, рассказал, что все это время они боролись за покупателей, волнуясь за их платежеспособность, и пытались работать в «законодательной неразберихе». Но главным плюсом стало то, что команда работала в разы больше, для самого Давыдовича весна и лето вспоминаются «как один сплошной zoom-звонок». Кардинально изменились подход и скорость принятия решений. За короткий период онлайн-сегмент вырос в два раза, что легло колоссальной нагрузкой на компанию, но она с этим справилась.
Сейчас происходит некоторая коррекция, огромное число клиентов возвращаются в офлайн, «людям интересно прийти в магазин и пообщаться», отметил спикер. Он не верит, что в ближайшее время все уйдут в онлайн, так как людям нравится «жить в реальном мире». Магазины телеком-отрасли имели право работать в офлайн во время пандемии с некоторыми региональными ограничениями. Те, кто жил и работал эти месяцы с целью «выжить и стать сильнее», будут и дальше развиваться, несмотря на отсутствие государственной поддержки, уверен Давыдович.

Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group, сказал, что обороты компаний росли не только благодаря усилиям команд, но в первую очередь тому, как менялся рынок. Например, спрос на электронику только за весну вырос на десятки процентов. Те преимущества, которые отличали его компанию в допандемический период – «крутые локации в торгцентрах класса А» и профессиональные «живые консультации», – перестали работать: торгцентры закрыли на карантин, розничные продавцы были переведены в кол-центр. Зато остался веб-сайт и в девять раз выросло число доставок клиентам, которые не хотели в карантине забирать товар из ПВЗ (данные за апрель 2020 года).

Основной задачей, по его словам, была правильная работа с расходами и переговоры с арендодателями: «Я думал, мы упадем [за пандемию] в 10 раз, а мы упали только в полтора». «Мы очень много раз пытались привлечь государство к решению вопроса [урегулирования арендной платы], но отрасль отлично отрегулировалась сама, почти все арендодатели были вменяемыми и пошли нам навстречу», – заявил Смыков. Так же успешно были проведены переговоры с поставщиками об отсрочках платежей за товарные запасы. Отрасль сама пошла на финансовую реструктуризацию, «никто никого не пытался утопить», – порадовался спикер.

Его компания работает с несколькими товарными категориями (электроника, спорттовары, детские игрушки): вырос спрос на домашние устройства, но спад по электронике все равно был, так как не работала розница; были сложности с поставками иностранных поставщиков (Apple, Samsung); зато финансовый результат по продажам игрушек оказался даже выше, чем ранее, с работающими офлайновыми магазинами. Сложнее всего была ситуация со спортивной одеждой и обувью: так как этот товар заказывается за девять месяцев до того, как начинает продаваться, компания приняла решение не закупать летнюю коллекцию и срезать на 20% заказ на осеннюю. «Сейчас время показало, что все это мы сделали зря, так как на рынке сумасшедший восстановившийся спрос и дефицит», – поделился Смыков. Но он знает много компаний, кто закупился в полном объеме и сейчас не знает, чем расплатиться с контрагентами. Поэтому Смыков ожидает тяжелую финансовую ситуацию в fashion-ритейле: через некоторое время «внушительных выручек», которые наблюдались сразу после открытия торговых центров, уже не будет, а расходы у ритейлеров останутся высокими.

Денис Сологуб, президент «Азбуки вкуса», поблагодарил команду, сотрудников, которые работали и продолжают работать в сложных условиях. Его компания прошла этот кризис так же удачно, как и предыдущие, проиллюстрировав тезис о том, что хорошая вкусная еда – это последнее, от чего человек готов отказаться. За весну компания «раскачала» онлайн-продажи с 3 до 5% от оборотов, которые также значительно выросли: например, показатель like-for-like увеличился за май – июнь на 25–30%. «Очень хорошо пошел алкоголь. Продажи алкоголя в пандемию выросли более чем в полтора раза по сравнению с показателями прошлого года», – рассказал он. Говоря об актуальной ситуации, Сологуб отметил, что трафик пока «не вернулся». Но, хотя клиенты ходят в магазины реже, средний чек покупок вырос.