15 сентября 2021 года «Ведомости. Конференции» провели бизнес-бранч «Торговля на дистанции: новые тренды e-commerce и логистики».
Артем Соколов, президент АКИТ, модератор сессии «Онлайн-шопинг: быстрее, масштабнее, технологичнее», открывая мероприятие, привел факты из исследования «Сбера» об изменении потребительских предпочтений россиян. Главный итог: люди стали больше, чем в прошлом году, тратить на отдых, развлечения и рестораны. Как отразились новые клиентские привычки на онлайн-ритейле, который пока в России составляет примерно 8,5% от общего объема розничных продаж по сравнению с зарубежными 15 – 30%?
По оценке Бориса Овчинникова, партнера Data Insight, за первое полугодие 2021 года объем рынка e-commerce в России составил 1,75 трлн рублей и 675 млн заказов. Это почти в полтора раза больше в деньгах и почти в два раза больше по количеству заказов, чем за первое полугодие 2020 года. Примерный прогноз по итогам текущего года – больше 1,5 млрд заказов и почти 4 трлн рублей. Поток заказов растет и меняется: увеличивается количество мелких покупок, средний чек снижается, так как этот фантастический, по словам Овчинникова, рост в основном сконцентрирован в двух сегментах рынка: на универсальных маркетплейсах (в первую очередь Wildberries и Ozon, на которых пришлось почти две трети прироста количества онлайн-заказов в первом полугодии), а также в сегменте е-grocery (то есть продуктов питания). «Покупка в интернете превращается не просто в повседневную, но многократную на протяжении дня практику», – подытожил эксперт. Обратная сторона бурного роста маркетплейсов – сокращение доли мелких и средних интернет-магазинов, не имеющих собственной офлайн-розницы, и их «умирание». Чтобы выжить, некоторые из них становятся продавцами на маркетплейсах.
Ксения Доценко, управляющий партнер «Бронницкого ювелира», отметила, что ее компания не только наращивает долю e-comm и увеличивает территорию «дистанционного присутствия» бренда, но и расширяет сеть франчайзинговых ювелирных салонов по всей России. Бренд «Бронницкий ювелир» предлагает покупателям разный ассортимент в зависимости от канала продаж: для маркетплейсов типа Wildberries и Оzon он изготавливается специально и не «пересекается» с товаром собственного интернет-магазина и франчайзинговой розничной сети. Пока соотношение офлайн- и онлайн-заказов 70 к 30%, но компания планирует увеличить объемы дистанционных продаж за счет новых клиентов, причем не только в России, но и – в недалекой перспективе – за рубежом.
Андрей Симкин, директор по развитию маркетплейса Leroy Merlin, также отметил, что доля дистанционных продаж в его компании и в сегменте DIY в целом растет. Если в 2019 году Leroy Merlin занимал 4,5% от всего онлайн-DIY в России, то в 2020-м этот показатель вырос до 9%, а в этом году может достичь 12 – 13%. Компания, запустившая маркетплейс как отдельную организацию со своим сайтом и собственной «логистической цепочкой», с прошлого года активно интегрирует его в общий бизнес Leroy Merlin. «Мы «вывели» все товары маркетплейса на сайт Leroy Merlin и сейчас активно «сращиваем» логистические цепочки, планируем сделать единую доставку в ближайшем будущем», – рассказал спикер. В августе 2021 года через сайт компании прошло 40 млн уникальных покупателей, и каждый месяц трафик растет.
Владислав Свириденко, директор по маркетингу «М.Видео – Эльдорадо», рассказал, как компания работает на низкомаржинальном (с доходностью примерно в 6%) рынке электроники и бытовой техники: «В больших городах наш основной ассортимент, а это несколько десятков тысяч товаров, можно заказать онлайн и получить с доставкой в течение двух часов». Современный рынок – это рынок не только цены и товара, но и хорошего сервиса, в конкурентной борьбе выиграет тот, «кто сумеет правильное SLA (англ. Service Level Agreement – «соглашение об уровне обслуживания») поддержать в долгосрочной перспективе», – уверен спикер. Суммарный GMV (англ. Gross Merchandise Value – «общий объем оборота товаров») компании за 2020 год составил около 500 млрд, план к 2025 году – «удвоиться и достичь 1 трлн рублей», – рассказал Свириденко. Компания сделала ставку на омниканальность, которую она называет One Retail: смартфон клиента становится инструментом покупки даже в офлайн-магазине. Так, через мобильный телефон покупатель может позвать консультанта, получить информацию о товаре, узнать о количестве бонусов и наличии персональных скидок, наконец, оплатить товар в мобильном приложении.
Дмитрий Селихов, директор по развитию Aliexpress Россия, уверен, что, несмотря на бурное развитие e-commerce, с «офлайном все будет хорошо» – покупатели смогут выбирать удобный для себя канал покупок. Пока что рынок российского «е-кома» не консолидирован, отметил спикер, но «тренд на консолидацию очевиден». На Aliexpress Россия к июлю 2021 года было больше 60 тыс. российских магазинов: это и крупные офлайн-ритейлеры, и дистрибьюторы, и даже самозанятые, рассказал Селихов. Миссия компании, по его словам, «сделать быстрый вход в онлайн для любого бизнеса». Совокупный GMV 2020 года у Aliexpress Россия превысил 220 млрд рублей, а обороты именно российских селлеров составили 55 млрд рублей. Одним из перспективных направлений продаж Селихов считает так называемую «социальную коммерцию»: продажи товаров с маркетплейса как через специальные миниаппы Aliexpress в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», так и за счет партнерской программы, в рамках которой блогеры продвигают товары продавцов маркетплейса на свою аудиторию за процент с продаж. В Китае, например, обороты этой индустрии уже измеряются десятками миллиардов долларов в год. Для развития этого направления в России Aliexpress первой в нашей стране запустила лайфстриминг: с помощью стримов селлеры могут рассказывать о своих товарах в приложении Aliexpress в прямом эфире, а зрители могут покупать товар, не покидая эфира. Важный тренд – уменьшение «числа касаний» покупателей в онлайне, так как потребителям комфортнее брать товары «в одной точке», а не искать их во множестве интернет-магазинов. Все больше продавцов начинают использовать логистические мощности маркетплейсов, в том числе для своих интернет-магазинов, так как у маркетплейсов сейчас самые низкие тарифы на доставку.
Мария Тимофеева, директор по продукту онлайн-гипермаркета Vprok.ru Перекрёсток, отметила: всем очевидно, что «ковидная история» еще не закончилась, поэтому надо поддерживать рост онлайна и обеспечивать лояльность покупателей. Последнее особенно важно, «поскольку выросшая интернет-отрасль спровоцировала внутри самой себя большую конкуренцию». Потребители по-прежнему экономят, значит, цена будет оставаться определяющей при покупке, и значит, на рынке будет увеличиваться доля «промо»-товаров и дисконтированных предложений. Но цена - не единственный фактор, который стимулирует к покупкам: для потребителей все более важной становится скорость доставки. Ритейлеры, по словам Тимофеевой, «активно смотрят» на гиперлокальную доставку (за 15-60 минут), которую им можно развивать либо самим, либо в партнерстве с логистическими игроками. Но «когда у тебя десятки тысяч позиций, востребованных у покупателей, то мощности по хранению, обработке, процессингу этих позиций расположены явно не ближе МКАД, - рассуждает Тимофеева. - Тем не менее, Vprok.ru Перекрёсток уменьшает сроки доставки (сейчас до 4 часов), оптимизируя сборку товара, его отгрузку и маршрутизацию. «Мы смотрим более ускоренные «истории», но осторожно, так как не хотим терять в сервисе», - заявила спикер. Отвечая на вопрос, как расти после пика, Тимофеева сказала, что необходимо и дальше работать с ассортиментом Vprok.ru Перекрёсток, например, сейчас активно занят собственным производством продуктов, на первый план выходят собственные торговые марки); IT (через приложение онлайн-гипермаркета проходят более 60% от всех заказов торговой сети); логистикой (компания работает в 66 регионов, в восьми из которых есть курьерская доставка, в остальных - пункты самовывоза, расположенных в магазинах «Пятерочка» и в постаматах).
Вадим Долгов, генеральный директор группы «Продо», рассказал, что у компании нет своего канала онлайн-продаж, она сотрудничает с интернет-магазинами известных торговых сетей. «Когда начали сотрудничать с «Перекрестком онлайн», для себя однозначно решили, что точно не будем разрабатывать свою платформу. Зачем нам, производителям, заниматься развитием е-коммерса? Мы пошли в сотрудничество с партнерами и в 2020 году увеличили онлайн-продажи в пять раз относительно 2019 года, а за пять месяцев 2021-го сделали годовой объем 2020 года», – рассказал спикер. В регионах группа «с удовольствием», по его словам, развивается с Ozon, активно сотрудничает с такими сервисами, как «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка», «Самокат». «Все наши притязания в IT заканчиваются автоматизацией наших птицефабрик», – признал Долгов. Он обеспокоен ростом тарифов на перевозки (плюс 20% в этом году).
Андрей Постников, генеральный директор «Ориентира», сравнил «физическую» инфраструктуру онлайн-торговли с айсбергом. Видимая потребителям верхушка – это пункты получения заказов. Дальше идут дарксторы, еще ниже, где основная масса айсберга, – фулфилмент-центры. Спикер рассказал, что в последние годы его компания стратегически переключилась на их проектирование, строительство и внешнее управление. «Фулфилмент-центр внутри ничего общего с обычным складом не имеет, – говорит Постников. – Его ассортимент для маркетплейсов измеряется миллионами уникальных позиций, недостижимым для складов количеством выполняемых заказов (сотни тысяч в сутки), большим количеством сотрудников, работающих над их комплектацией». Чтобы всем этим управлять, жизненно необходима высокая степень автоматизации. Как полагает гендиректор «Ориентира», если сейчас посмотреть на рынок с точки зрения его обеспеченности фулфилмент-центрами, то картина предстает достаточно драматичной. Существующие объекты, которые используют Wildberries, Ozon и другие крупные игроки, построены не так давно и по неким западным аналогам. Они трансформированы в то, как каждый из операторов видит, каким должен быть его фулфилмент-центр. Очевидные проблемы, которые надо решать: как уменьшить давление человеческого фактора на бизнес; как повысить эффективность работы, то есть еще больше автоматизировать внутренние процессы или даже их роботизировать. Девелоперы сейчас думают, как при галопирующих ценах на стройматериалы и рабочую силу завершить начатые проекты и «не схлопнуть» окончательно свою маржу. Если посмотреть на цену недвижимости – это 30%-ный годовой рост, который частично переложен девелоперами в затраты маркетплейсов в виде возросших ставок аренды, говорит Постников. Сейчас стандартный фулфилмент-центр – это объект недвижимости в 130 – 170 тыс. кв. м с затратами на стройку в 9 – 9,5 млрд рублей (в конце прошлого года было 6 – 7 млрд рублей). Центробанк продолжает повышать ключевую ставку, что приводит к росту стоимости заемного финансирования, а затем – к еще большему увеличению стоимости объектов. Но складской рынок, в отличие от рынка жилья, не может значительно увеличить стоимость квадратного метра для заказчиков. Сейчас ставки аренды и цены продаж выросли примерно на 10 – 15% и пока не компенсируют девелоперам прирост себестоимости. Поэтому, полагает гендиректор «Ориентира», цены и ставки продолжат расти и в текущем и в следующем году.
Антон Уваров, директор по продукту «Яндекс.Доставки», рассказал, как сервис работает с самыми разнообразными клиентами: от маленького инстаграм-магазина до крупнейшей торговой сети, а также обычными потребителями-физлицами. Последние, по его словам, продолжают заказывать все больше и становятся все более требовательными и нетерпеливыми: «Еще два года назад 15 – 20 минут доставки были технологической магией, но сейчас мы сделали это нормой, которую по умолчанию ожидает клиент». По сути, потребителю нужно, чтобы его онлайн-покупка в плане сервиса была похожа на его офлайн-шопинг.
Экспресс-доставка получает все более широкое распространение, и не только в Москве, Петербурге и миллионниках, но и в городах с населением от 100 тыс. жителей: «Какие-то заказы приходят от маркетплейсов, а какие-то – напрямую от местных игроков. Мы помогаем таким локальным игрокам – ресторанам, магазинам и производителям – с доставкой до конечного получателя», – отметил Уваров. У таких маленьких бизнесов есть свои запросы: например, заказывать доставку в приложении, отправлять заказы в термосумке и страховать грузы. «Яндекс.Доставка» предоставляет им такой же сервис, как и крупным компаниям. Компания держит конкурентные цены на услуги, оптимизируя и снижая издержки. Например, «складывает» заказы «в одного курьера» и локализует доставку, чтобы не гонять его в разные концы города.
По словам Антона Алябьева, руководителя отдела индустриальной и складской недвижимости CBRE, модератора сессии «Логистика для e-commerce: оптимизация и модернизация», логистика в сегменте e-commerce – это супердинамично развивающаяся и быстро меняющаяся отрасль. Если несколько лет назад общий объем складских мощностей у игроков онлайн-ритейла не превышал 200 тыс. кв. м, то к концу 2021 года площадь только фулмилмент-центров достигнет 1,9 млн кв. м. Меняется не только рынок складской недвижимости, появляются новые IT-решения, создаются новые рабочие места, отрасль логистики привлекает инвесторов, которые «раньше никогда на нее не смотрели», перечисляет Алябьев.
Николай Воинов, генеральный директор DPD в России, рассказал, что в e-comm его компания пришла из сегмента В2В-перевозок: «Поэтому мы отличаемся тем, что можем возить не только маленькие посылки, но и большие». В 2020 году DPD в России перевезла более 50 млн посылок и столкнулась с проблемой, как при имеющейся складской инфраструктуре сортировать на автоматической линии крупные посылки: «Это один из тех вызовов, которые сейчас мы осмысливаем и думаем, как менять топологию склада, подходы к автоматизации, упаковке товаров», – заявил Воинов. Например, онлайн-покупатель может заказать лишь один шестиметровый плинтус и будет ожидать, что его привезут на дом вовремя: «Потому что e-comm – это штучный товар». Сейчас DPD в России вместе с коллегами из маркетплейсов пытается наладить в том числе D2С-доставку (англ. Direct to Consumer – «напрямую к потребителю, доставка без посредников»). За пандемию не только «вырос» ассортимент доставляемых товаров, но и «резко поменялась и разрослась география», наблюдает Воинов: «Многие выехали за пределы города. Начинали мы с доставки в 10 тысяч населенных пунктов, потом в какой-то момент их стало почти 30 тысяч». И это, по его словам, тоже вызов для логистов: «Доставлять качели на садовый участок – не то же самое, что доставить посылку в «Москва-сити». Бизнес DPD в России только в прошлом году вырос в два раза, «могли бы вырасти гораздо больше», говорит Воинов, но в какой-то момент из-за ограниченной складской инфраструктуры, рабочей силы и т.п. рост приостановился. Сейчас для компании строится новый терминал в индустриальном парке «Южные врата», его площадь составит 30 тыс. кв. м. В терминале, который будет введен в эксплуатацию в третьем квартале 2022 года, будет установлена двухконтурная сортировочная автоматическая линия производительностью до 25 тыс. посылок в час. Она сможет направлять посылки сразу на загрузку, без складирования на паллеты, что ускорит процесс.
Развитие онлайн-ритейла сильно повлияло на логистику, так как сейчас каждый магазин торговой сети, по сути, «превратился» в склад, откуда потребителю могут отправить любой заказанный через интернет товар. Это значит, что логисты должны забрать этот товар из любого места и доставить в любое место: ship from store теперь уже норма. В 2021 году компания начала развивать экспресс-доставку, и осенью этот бизнес будет масштабирован, заявил Воинов. Также DPD в России запускает специальные логистические продукты для мелких клиентов, предлагая им за небольшие деньги купить услугу по доставке, качество которой будет не хуже, чем для больших игроков.
Дмитрий Тютликов, директор по логистике Inventive Retail Group, рассказал, что основной принцип логистики – это синергия без потери качества. Почти в каждом торговом центре Inventive Retail Group арендует не один, а несколько магазинов, что позволяет оптимизировать затраты на доставку туда товаров. Е-comm, по словам спикера, научил ритейлеров работать в формате дарксторов: «Теперь мы свободно можем одним курьером забирать посылки из всех магазинов». Интересный факт: «обратная логистика», то есть возврат потребителем товара, в электронике всего 1,5%, а у fashion-категорий – до 40%, «и примерка почти в каждом случае». Но самый сложный посылочный бизнес для логистов – это Lego, так как эту посылку заказывают клиенты, которым ее надо довезти в идеальном состоянии; «иногда это сложно и дорого», признал Тютликов. По его словам, в последнее время компания делает ставку на «экспресс-доставку во всех ее видах»: «Это и «Яндекс», и любые другие сервисы, которые позволяют доставить товар клиенту быстро. Даже у Ozon появилась экспресс-кнопочка в приложении». Inventive Retail Group пытается развивать собственную службу доставки, но пока что предпочитает логистику на аутсорсе.
Карина Широян, директор по развитию бизнеса «Яндекс.Маршрутизации», отметила:
«Потребности бизнеса поменялись, сейчас надо доставлять быстро, часто из разных точек – с разных складов, меняются логистические сценарии и, как следствие, требования к алгоритму доставки». Кроме планирования маршрутов, клиенты компании могут контролировать реальность их выполнения , а также предупреждать проблемы, связанные с непрозрачностью цепи поставок.
Вследствие пандемии многие организации оценили важность логистической функции: кто-то очень быстро «вырастил» собственную службу, кто-то выбрал реализацию на аутсорсе. Сейчас, по словам Широян, «Яндекс.Маршрутизация» «растет в три раза каждый год». Больше всего клиентов приходит из e-commerce, в том числе «Яндекс.Маркет», а также e-groсery-компании, FMCG-производители, которым важно отслеживать время приезда машин для пополнения стоков, курьерские и почтовые службы.
Илья Стародубцев, директор по логистике Lamoda, подтвердил, что у ритейлеров растет спрос на новые операционные модели. Это стимулирует бурное и достаточно хаотичное развитие логистики: «Есть click-and-collect, fulfillment from stores, дарксторы или «классическая» курьерская доставка, ПВЗ и так далее». Стародубцев полагает, что это позитивный тренд, потому что в конечном итоге выигрывает потребитель и выиграет модель, которая наиболее экономически целесообразна для компании и удобна для клиента. Lamoda активно работает над расширением складской инфраструктуры. У компании есть и дистрибуционные центры, и региональные транзитные склады, и пункты выдачи заказов. Если раньше она открывала в год около 20 транзитных складов, то за несколько месяцев этого – уже 60, до конца года запланировано открытие еще примерно пяти десятков транзитных складов. Аналогично увеличивается число пунктов выдачи заказов. Также к концу 2022 года Lamoda планирует завершить строительство второго распределительного центра в «Логопарке Софьино».
Иван Ишуткин, директор по развитию и продажам логистических сервисов Ozon Rocket, рассказал о том, зачем компания начала предлагать логистические услуги сторонним онлайн- и офлайн-игрокам: «За последние несколько лет Ozon много инвестировал в развитие своей логистической инфраструктуры и качественную доставку. За 2,5 года объем отправлений вырос в 6,5 раза. Сейчас мы доставляем примерно один миллион посылок в день. При этом 98 посылок из ста приходят клиентам точно в срок, и мы сохраняем этот высокий уровень даже в пиковые нагрузки высокого сезона. И конечно, «последняя миля» – сейчас у нас больше 15 тысяч точек выдачи заказов, больше 3 тыс. самозанятых-курьеров. Наши ПВЗ есть уже даже на Дальнем Востоке». Поэтому для компании было вполне логично предложить логистическую сеть внешнему рынку, это дает ей дополнительный объем заказов и дополнительный доход .
Александр Гутекулов, руководитель департамента коммерческого девелопмента ГК «Михайловский девелопмент», начал выступление с признания очевидного факта , как e-commerce поменял нашу жизнь, от покупательских пристрастий и индустрии закупок, цепи поставок и управления товарными запасами до изменения финансовой системы. Сейчас e-commerce – самый главный игрок на рынке индустриальной недвижимости, под онлайн-коммерцию арендуется до 60 – 65% от общего количества складских площадей. «Михайловский девелопмент», разрабатывая концепцию нового продукта на рынке индустриальной недвижимости, в первую очередь задумался о том, что основной и быстро растущий игрок рынка ждет от девелопера сейчас и в перспективе.
Индустрия e-commerce очень динамичная в изменениях и инновациях, поэтому компания решила подготовить новый продукт, который будет отвечать именно этим требованиям, а именно – индустриально-логистические кластеры. Идея состоит в том, чтобы e-commerce мог «собрать» весь свой бизнес, а также бизнес своих поставщиков, получателей, закупщиков, производителей внутри одной площадки.
Девелопер планирует развивать семь парков общей «емкостью» примерно 2,5 млн кв. м, в каждом из которых намерен спекулятивно строить только первую очередь. Она будет состоять из big boxes – так называется сегмент быстровозводимых зданий индустриального типа, используемых по различным назначениям, от склада до магазинов формата cash&carry. Дальнейшее строительство после сдачи первых «бигбоксов» девелопер готов вести уже под заказ. В идеале Гутекулов видит условные «Яндекс.Виладж» или «Алибаба-виладж», некие бизнес-города, которые полностью покроют потребности e-commerce, начиная с распредцентров и фулфилмент-комплексов до шоурумов, производственных помещений, лабораторий, гостиницы, аутлета, торгового центра, рекреационной зоны. Поэтому для каждой площадки в портфеле компании предусматривается максимально широкие ВРИ (виды разрешенного использования).
Первый индустриально-логистический кластер компания создаст в зоне аэропорта Шереметьево уже в следующем году.