Как это было
Российский фондовый рынок и инвесторы успешно прошли испытание геополитикой и санкциями. С начала года индекс Мосбиржи вырос почти на 50%, на рынке появляется большое количество новых инструментов, а успешное IPO новых эмитентов под конец года – «Астры» и Henderson – ставит новую планку для будущих размещений.
Правда, до исторических максимумов осени 2021 года главному бенчмарку еще далеко, как и до возвращения к прежним оборотам торгов акциями. Новой движущей силой становятся розничные инвесторы, чья доля в нетто-покупках превышает 80%, а количество достигло 26 млн человек. Но за абсолютной цифрой стоят 66% пустых счетов, а 73% активов брокеров на 5,8 трлн рублей, по данным ЦБ, приходится на «квалов» – в численном выражении их доля не превышает 1,8% от общего количества клиентов. Резкий рост значимости розничного инвестора вместе с падением ликвидности привел к тому, что с начала года на рынке произошло большое количество резких «разгонов» акций третьего эшелона, в том числе через Telegram-каналы с помощью стратегии pump & dump. В самих же IPO смещается фокус на выход небольших эмитентов, малоизвестных широкому кругу.
Одновременно с этим ЦБ ужесточает регулирование рынка: имущественный ценз для получения статуса «квала» повысят, а брокеров могут обязать ввести новую категорию клиентов с начальным уровнем риска.
Является ли сложившаяся ситуация на фондовом рынке новой реальностью и о возвращении к оборотам «до спецоперации» можно не мечтать? Как привлечь на него длинные деньги в виде институциональных инвесторов? Как поменяется рынок IPO? Каков потенциал фондового рынка с учетом того, что, например, на вкладах население держит порядка 40 трлн рублей? Можно и нужно ли расширять кругозор инвестора, привлекая его в альтернативные инвестиции? Обсудим на конференции «Ведомостей».
Запись конференции
Аудитория
60 – 80 человек, среди которых потенциальные и реальные инвесторы, представители государственных и региональных властей, инвестиционных и коммерческих банков, профессионалы фондового рынка, руководители компаний, эксперты и аналитики рынка, журналисты профильных и деловых СМИ.