Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

16 апреля в отеле Lotte Hotel Moscow состоялся XV ежегодный международный форум операторов связи деловой газеты «Ведомости» – «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее».

Представители крупнейших телеком-, медиа-, IT-компаний, органов государственной власти, банков и финтех-компаний встретились на площадке газеты «Ведомости» и вынесли на обсуждение острые вопросы индустрии, возникающие в условиях развития программы цифровой экономики, обсудили трансформацию телеком-отрасли, новые ниши роста, дополнительные источники доходов, риски и возможности для телекоммуникационного бизнеса.

Деловую программу форума открыл президент Huawei Russia CNBG Чжао Лэй со специальным выступлением о роли технологий в современном мире.

Стратегическая сессия «Новый телеком: расширяя границы отрасли», посвященная трансформации телеком-отрасли и изменениям в регуляторной политике в контексте программы цифровой экономики, объединила лидеров телеком-бизнеса и представителей органов власти. Модератором сессии выступил Антон Устименко, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в СНГ, EY.

Дискуссия представителей крупнейших операторов связи и регуляторов началась с обсуждения актуального вопроса о распределении ресурса частот для развития 5G. Спикеры рассказали о важности и необходимости скорейшего решения вопроса распределения частот для запуска пятого поколения связи.

Денис Ляшенков, руководитель аппарата государственной политики в сфере связи Минкомсвязи России, рассказал о мерах, которые министерство предпринимает для устранения барьеров, препятствующих выделению радиочастотного ресурса: «Безусловно, это острый вопрос, и именно цифровой экономикой у нас уже определены достаточно жесткие сроки по выделению радиочастотного ресурса, по его высвобождению, по так называемому созданию условий для внедрения сетей пятого поколения». Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, в свою очередь отметил важность сохранений условий конкуренции при развитии новых услуг связи. «В частности, речь идет о развитии 5G, и задача состоит в том, чтобы изначально здесь сохранялись условия конкуренции. И мы не можем принимать какие-то решения, направленные на то, чтобы какой-то один оператор обслуживал эту единую инфраструктуру, когда есть возможности для того, чтобы в этом поучаствовало всё телекоммуникационное сообщество», – подчеркнул Анатолий Николаевич.

Мнение операторов выразил президент МТС Алексей Корня: «Важно понимать принципы регуляторики для 5G: равный доступ, понятные и прозрачные правила вроде исторически сложившихся конкурсных процедур. В любом случае операторы должны быть пользователями этого спектрального ресурса».
Поддержал Алексея Валерьевича генеральный директор «Вымпелкома» Василь Лацанич. Он обозначил трудности, которые стоят на пути развития сетей. «На самом деле индустрия неспособна нормально инвестировать. Известно, что чем быстрее растет проникновение интернета и инвестиций в сети, тем быстрее растет и ВВП страны. Мы сейчас можем столкнуться с большим торможением просто вследствие отсутствия направлений развития и денег в экономике операторов», – заявил Василь Игоревич.

В рамках дискуссии особо остро обсуждалась тенденция трансформации из операторов связи в операторы сервисов на волне нарастающей цифровизации. Владимир Кириенко, член правления, первый вице-президент компании «Ростелеком», поделился стратегией и последними достижениями компании: «В 2018 году мы определили для себя стратегию «Цифровой партнер для граждан, бизнеса и государства» и начали реализовывать ее в части каждого отдельного направления. Мы двигаемся в виртуальной АТС». Владимир отметил различные направления, в которых развивается «Ростелеком», от информационной безопасности до «умных городов».

«Мы фокусируемся на клиенте и на знании об этом клиенте. Всё остальное можно достичь через партнерство», – так охарактеризовал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин опыт компании в контексте цифровизации телеком-отрасли. Геворк Вермишян, генеральный директор «Мегафона», отметил успехи, которые компания делает в тех же направлениях, что и его коллеги. «Приятно, что много продуктовых сопоставимостей. Значит, мы идем правильным путем, а рынка для всех хватит». «Два направления, которые однозначно развивались и будут развиваться внутри «Мегафона», – это контент «Мегафон-ТВ» и финтех. А также важный продукт, который объединяет интересы всей отрасли, – это Mobile ID», – добавил Геворк Арутюнович.

В продолжение деловой программы состоялся public talk «Наедине с топ-менеджером». В рамках специального «интервью на сцене» развитие бизнесов в свете цифровой трансформации и меняющихся экосистем обсудили Василь Лацанич, генеральный директор «Вымпелкома», и основатель компании IBS Сергей Мацоцкий. Модерировала дискуссию издатель партнерских проектов газеты «Ведомости» Анфиса Воронина.

В рамках сессии «В мире инноваций. Технологии будущего как драйвер отрасли: инвестиции, монетизация, use cases & forecasts» обсуждали последние технологические новшества и опыт компаний в их использовании. Модераторами выступили Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ консалтинг», и Светлана Ястребова, корреспондент отдела технологий и телекоммуникаций газеты «Ведомости». Себастиан Толстой, президент Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии, отметил, что отечественные операторы не одиноки в вопросе распределения частот связи для технологий 5G, с этой проблемой сталкиваются и другие страны мира. Он также прокомментировал вопрос использования облачных технологий: «Мы сейчас работаем со всеми нашими операторами не только в России, во всех странах мира, чтобы трансформировать существующую инфраструктуру, которая базируется на старых технологиях».

Продолжила дискуссию президент Ассоциации участников рынка больших данных и член совета директоров «Мегафона» Анна Серебряникова: «Крупнейшие игроки на рынке данных понимают, что для создания экосистем им нужно поддерживать стартапы и их инициативы с экспериментами и разными моделями: их качеством, секьюрностью и т. д. Потому что пока все боятся погружать в «песочницу» данные».

О важности использования технологий Big Data высказался исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «Вымпелкома» Арташес Сивков: «С моей точки зрения, одна из наиболее значимых областей, которая очень существенно повлияет на жизнь социума, – это область развития больших данных, потому что их применение уже очевидно и очень практично». Алексей Басов, заместитель генерального директора – инвестиционный директор РВК, поделился мнением о том, какие барьеры существуют на рынке IoT, а также рассказал, какие меры предпринимают государственные институты развития для их устранения: «У нас в стране появился стандарт, на базе которого устройства смогут взаимодействовать правильно в рамках регуляторного поля». Виктор Ратников, вице-президент по инновациям B2B и IoT «ЭР-телеком холдинга», рассуждал о том, как меняется экосистема телеком-отрасли с технологической точки зрения: «Экосистема – это не оператор, это возможность, союз комплементарных предпринимателей».

О том, как государство может помочь телеком-бизнесу в области использования больших данных, рассказал руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Антон Онищенко: «С бизнесом делиться будем очень просто: маленькую для начала, естественно, – зачем сразу большую открывать? Если вопрос о том, будет ли государство продавать данные, – нет, продавать данные государство не собирается». Также со стороны регуляторов выступила Елена Заева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, рассказав о том, что ФАС воспринимает большие данные как инструмент ведения бизнеса и главной задачей остается обеспечить к ним недискриминационный доступ как для крупных, так и для более мелких игроков рынка.

Наталья Коваленко, партнер и руководитель межотраслевой группы «Пепеляев групп», в своем выступлении затронула вопрос непосредственно самих людей, чьими данными пользуются бизнес и государство: «Оперируя данными, нужно быть в этой плоскости очень аккуратным. Вообще, в идеале и на законодательном уровне стоит поговорить о том, как это определить, для того чтобы операторы либо другие участники рынка могли иметь право управлять этими данными, не опасаясь рисков». Беседу с позиции держателя данных продолжила Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2: «Нам действительно не нужны для анализа персональные данные. Все, что мы анализируем, – это некий цифровой отпечаток клиента. Нас как раз интересует возможность агрегировать определенные типы, паттерны поведения сегмента и уже работать вместе с сегментами».

Вопросы цифровой трансформации в телевидении обсуждали на сессии «Переход в цифру. Телевидение нового формата». Генеральный директор «Цифрового телевидения» Роберт Гндолян поделился мнением о том, что операторы платного телевидения ожидают от перехода на цифровое эфирное вещание: «Что касается Pay TV, переход на цифру уже давно случился, и, в принципе, в городах покрытие уже лет десять, как свершившийся факт. Надо предлагать контент, потому что именно интерес людей к контенту и создает услугу». Остальные участники дискуссии поддержали тезис о том, что цифровизация эфира состоялась и теперь главной задачей является создание собственного продукта и удержание клиента. «Та миссия, которую мы как «Билайн» видим у себя с точки зрения цифрового телевидения, – это найти ту возможность, как люди могут смотреть тот контент, который им нужен, в тот момент, когда им нужен, на том девайсе, который им нужен, и продолжать смотрение на всех этапах своей жизни», – прокомментировал вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Вымпелкома» Джордж Хелд.

Вячеслав Николаев, вице-президент по маркетингу МТС, рассказал об источниках роста доходов для операторов платного ТВ и отметил, что «люди давно сделали выбор в пользу платного телевидения. Это обусловлено и тем, что наш рынок в шесть раз дешевле европейского и граждане получают контент по разумным ценам».

О том, как будет строиться конкуренция в новых условиях, рассказал Андрей Семериков, заместитель председателя совета директоров «ЭР-телеком холдинга»: «Мы уже не конкурируем на уровне технологий, ассортимента или каких-то конкретных процессов. Мы конкурируем на уровне субъективного восприятия тех алгоритмов потребления, которые мы закладываем в свой продукт». Продолжил тему Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России: «Цифра дает историю, связанную с новой сущностью отношений: платформа и профиль абонента. Борьба будет идти за это, и развитие будет происходить по принципу интерактивности».

Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям НМГ Алексей Янчишин в своем выступлении отметил рост медиапотребления, появилось больше способов и устройств для смотрения, что открывает большие возможности для формирования новых рынков и новых источников монетизации контента. Согласился с этим высказыванием и заместитель генерального директора «Газпром-медиа холдинга» Алексей Краснов: «Граница сотрется, и нам, по большому счету, все равно, где будут смотреть наши 22 тысячи часов контента, профессионального, причем, подчеркиваю, национального контента. Для нас крайне важный момент, что мы развиваем не просто смотрение библиотек-мейджоров, а мы производим наш, национальный, российский контент. И это своего рода такая социальная миссия, которую, я думаю, разделяют все медиахолдинги».

Олег Туманов,
основатель, главный управляющий директор «Иви.ру», рассказал об опыте компании и о том, с какими трудностями приходится сталкиваться на рынке онлайн-кинотеатров: «Важнейший фактор, сдерживающий развитие российского рынка ОТТ, который многие недооценивают, – это короткий горизонт инвестиционного потенциала. И я говорю не только о независимых платформах, но и о крупных медиахолдингах». Сессию модерировал Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ консалтинг».

Одновременно с сессией про телевидение нового формата шла сессия «Быть ближе к абоненту. Трансформация розницы», в рамках которой участники обсуждали изменения в онлайновой и офлайновой рознице, а также использование передовых технологий в сфере ритейла. Модератором выступила Светлана Ястребова, корреспондент отдела технологий и телекоммуникаций газеты «Ведомости».

О том, как развивают розницу телеком-операторы, рассказала исполнительный вице-президент по маркетингу и бренду «Вымпелкома» Ирина Лебедева: «Мы практикуем различные форматы партнерских сетей. Мы используем розницу как площадку, где можно забирать онлайн-заказы». Также Ирина отметила, что компания активно использует современные технологии для развития своего розничного сегмента, и продемонстрировала умного бота, который подстраивается под клиента и совершает успешные продажи. Об опыте «Мегафона» рассказал Кирилл Шибанов, генеральный директор «Мегафон ритейл»: «Когда мы говорим, что в компании есть сайт, партнер, банк, онлайн- и офлайн-магазин, – в каждом из этих каналов клиент должен чувствовать себя одинаково. Переходя от одного к другому, связь не должна быть утеряна». В своем выступлении Кирилл отметил, что количество магазинов дальше развивать не стоит из-за уже существующего большого количества. Директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игорь Майстренко поделился информацией о том, как работает розница по франчайзинговой модели: «По анализу того, что происходит на рынке, мы идем вровень с конкурентами, хотя в собственности у нас нет салонов, только франшизы».

Некой альтернативой операторам выступил представитель мультибрендовой розницы Андрей Губанов, управляющий директор m_mobile «М.видео-Эльдорадо», рассказав о новом проекте и трансформации розницы внутри компании: «Мы трансформировали себя достаточно сильно. Всего лишь пять лет назад мы продавали очень мало смартфонов, сейчас доля смартфонов внутри компании у нас выросла в два раза и продолжает расти».

Об опыте рознице с точки зрения виртуального оператора рассказал вице-президент, директор по развитию Danycom Петр Кушиков. Компания решила развивать продажи двумя путями, один из которых – виртуальные продажи в интернете. «Ни для кого не секрет, что сейчас в основном все потребляют большую часть услуг в онлайне – будь то заказ билетов на проезд, на шоу-программы развлекательные; именно мы для себя, как виртуальный оператор, видим развитие в части онлайн-продаж и продвижение чисто в онлайне».

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, поделился информацией об эффективном использовании больших данных в рознице для предиктивной аналитики: «Нам, как ритейлу, удобнее этими данными пользоваться; чем их больше, тем лучше».

Также в рамках форума состоялась торжественная церемония подписания меморандума о сотрудничестве в рамках создания цифрового решения для марикультурной отрасли между компаниями Tele2 и Ericsson. В подписании участвовали генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин и президент Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Себастиан Толстой. «Суть нашего соглашения состоит в том, что мы вместе, в партнерстве разработали готовое решение «под ключ», которое фермеры могут уже покупать. Мы надеемся, что пилотный проект, который мы начинаем уже в апреле этого года, будет успешен и дальше данная система будет внедряться на большинстве аквакультурных хозяйств нашей страны», – прокомментировал президент Tele2.

Форум объединил более 300 экспертов отрасли: представителей и руководителей крупнейших операторов России и зарубежных телекоммуникационных компаний, Минкомсвязи, ФАС, Минэкономразвития, операторов цифрового телевидения, IT- и финтех-компаний; поставщиков контента, производителей телекоммуникационного оборудования, операторов беспроводного интернета, инвесторов, аналитиков и деловую прессу.

По традиции ждем вас на форуме «Телеком 2020», где лидеры рынка оценят ситуацию в отрасли, обсудят новые тренды в области технологических инноваций и раскроют секреты эффективных бизнес-стратегий!