Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

Деловое издание «Ведомости. Санкт-Петербург» провело первую встречу в рамках нового проекта - «PR-клуб». Мероприятие прошло под темой «Public-talk: кооперация бизнеса и искусства» в неформальной и творческой обстановке на территории одной из крупнейших мозаичных студий России - «Сад Гранат».

Эмоциональный капитализм - главный тренд, который руководит сегодня не только рынком искусства и дизайна, но и является одной из важных составляющих бизнеса. Эмоции и впечатления - основные триггеры современного рынка, с которым работают художники, дизайнеры и все деятели искусства в целом. «Мы живем сейчас в эпоху переживаний, когда у нас все потребление связано с эмоциональным впечатлением. Все, что продается сегодня, это эмоции. В этом смысле искусство сейчас абсолютный капитал потому, что здесь мы получаем необходимые ощущения не только от потребления, но и от создания», - объясняет доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Ксения Бандорина.

Не секрет, что многие глобальные культурные проекты сегодня создаются благодаря синергии предпринимательства и творчества. В то же время искусство благодаря интуиции и хаотичному потоку творческих идей способно помочь бизнесу в создании действительно прорывных и передовых идей.

«Принцип фабрики «Культура»: содержание важнее формы, – говорит PR-директор компании Виктория Дим. - Наши конфеты выглядят минималистично, но мы много вкладываем во вкус и ингредиенты. Их нужно прочувствовать. Это во многом схоже с путем развития искусства, начиная с ХХ века. Принципы те же. Для нас работа с арт-институциями важна как с точки зрения позиционирования бренда, так и с точки зрения привлечения нашей целевой аудитории. Мы работаем с современным искусством в разных проявлениях, именно оно отражает концепцию «Культуры». Мы сделали увлекательный мультисенсорный проект с петербургским Домом Радио и оркестром MusicAeterna, где объединили вкус, аудио и видео. И продолжаем развивать его. «Культура» сопровождает ярмарку современного искусства 1703 и COS Moscow»

Все более широкое использование искусственного интеллекта дает толчок для развития и популяризации декоративно прикладного искусства в целом. Один из показательных примеров – нейросеть для генерации изображений от Сбербанка Kandinsky 2.1, которая стала самым быстрорастущим сервисом в мире, достигнув 1 млн уникальных пользователей всего за 4 дня. Любой человек здесь может сгенерировать изображение на основе текстового запроса, и использовать свое уникальное произведение искусства, например в оформлении интерьера, дизайне одежды и аксессуаров.

Еще один из важных трендов современного мира - тактильное мироощущение через традиции и возвращение к культурным истокам. Это в свою очередь провоцирует рост интереса к ремесленным проявлениям искусства – направление, которое сегодня особенно поддерживается государством. Национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства стартовал еще в 2019 г. В настоящее время в Петербурге действуют пять организаций, которые занимаются поддержкой начинающих предпринимателей, в том числе творческой специализации. По словам директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерия Береснева (Центр «Мой бизнес») в городе около 380 000 субъектов малого и среднего бизнеса. Из них 120 000 - организации художественной направленности, то есть каждая третья компания сегодня так или иначе связана с творчеством и искусством. «Главная задача государства - генерация спроса и продвижение креативной отрасли в целом» - отметил Береснев.

По словам совладельца сети «Теремок» Виталия Свидовского, бизнес, безусловно, заинтересован в контактах с искусством. Основная сложность в нехватке времени и возможностей. Компания вот уже несколько лет поддерживает прокат российского кино, особенно авторских картин и участвует в продвижении отечественного производителя на широкую аудиторию. Кроме того, занимается меценатством. Недавно в дар мемориальному дому - музею И.И. Левитана безвозмездно была передана картина.

Одна из самых существенных проблем во взаимодействии бизнеса и искусства - это отсутствие инициативы у творческих проектов. «Сегодня искусство – социальная валюта, с которой активно работают трендсеттеры и маркетологи, - объясняет директор по маркетингу и PR Fresa’s restaurant group Екатерина Дячук. - Мы постоянно находимся в поиске креативных идей, тратим много времени на подбор интересных проектов для сотрудничества. Но практически никогда, к сожалению, к нам не обращаются художники и ремесленники самостоятельно».

Большинство спикеров согласны с тем, что искусство в рамках современного рынка и высокой конкуренции в отраслях является имиджевым дифференциатором, которое благодаря эмоциональному предложению сегодня дает дополнительный бонус бизнесу.

«Теле2 стремимся быть не просто мобильным оператором, но и партнером, поддерживающим образ жизни своих клиентов. Поэтому мы активно идем за пределы телекоммуникаций, следуем за их интересами и предлагаем дополнительные бенефиты, в частности, вступаем на территорию искусства и культуры. Проекты с культурными институциями мы проводим регулярно. Например, предоставили своим клиентам возможность обменять неиспользованные минуты в тарифе на билеты в Эрарту – петербургский музей современного искусства. И несколько лет подряд предлагаем клиентам преимущества во время акции «Ночь музеев», а летом организуем пространство Art Space на Елагином острове, где проводим лекции и мероприятия, чтобы сделать искусство ближе и понятнее», - делится руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Евгения Бессонова.

«Питер - это культурный город. И локальный бизнес не может не учитывать ДНК Петербурга. Если в ценностях и философии компании, это зашито, то бизнес не может существовать обособленно от культурного слоя. Культура, искусство это про творчество и креатив. Поддерживая этот сегмент, донося это своему потребителю, бизнес открывается с новой стороны: показывает, что он не только про деньги и становится ближе к конечному покупателю, донося свою миссию и смыслы. Мы поддерживаем массовые, спортивные мероприятия, в планах создать интересные коллаборации с художниками, интересными креаторами», – рассказывает ресторатор и основатель стритфуд сети VЛаvаше Павел Крупин.

За подобными коллаборациями будущее уверена исполнительный директор студии мозаики «Сад Гранат» Анастасия Моргунова: «Сегодня как никогда важно объединятся и с помощью совместных проектов доносить до людей свои ценности и идеи, чтобы менять мир к лучшему. Именно благодаря большому замыслу, концепции и выбранной миссии проекты в итоге становятся успешными. В планах нашей студии организация и проведение всероссийского фестиваля мозаики в Санкт-Петербурге весной следующего года».

Примером идеального баланса искусства и его монетизации по праву можно считать Императорский Фарфоровый завод. Пресс - секретарь компании, Дарья Илларионова отметила, что именно сохранение традиций и бережное отношение к многолетней истории одного из старейших предприятий Петербурга помогает заводу выделиться на фоне других компаний. «С одной стороны, де-юре мы крупное промышленное предприятие и соответственно меры поддержки для малого и среднего бизнеса проходят мимо нас. С другой стороны, Императорский фарфоровый завод - это действительно высокое искусство, которое в силу своего масштаба не всегда может получить содействие от государства. Сегодня мы активно развиваемся и ищем новые рынки и пути продвижения. Из последнего – активное внедрение фарфора для ежедневного использования, популяризация бренда через выставки и художественные проекты» - подытожила Илларионова.