ВедомостиВедомости

Пост-релиз

21 сентября 2021 на площадке Технопарка «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» прошел форум «Национальная система квалификаций для профессий будущего», организаторами которого выступили Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет имени В.И. Ленина (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) и деловое издание «Ведомости. Санкт-Петербург».

Эксперты обсудили новые горизонты сотрудничества и кадрового проектирования профессий будущего, модели кадрового обеспечения, вопросы внедрения инструментов независимой оценки квалификаций в образовательный процесс и значимость кадрового резерва в развитии образовательного и научного потенциала.

В дискуссии приняли участие представители СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО), Агентства стратегических инициатив, Университета 20.35, Университет Иннополис, Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ, НАРК, СПК в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники, РСПП ЛО, Института когнитивных исследований СПбГУ, Инжинирингового центра Микротехнологии и диагностики, Группы компаний SPG, Dilibrium, Совет по профессиональным квалификациям (ЧС, воздушного транспорта, в сфере образования, в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции), Центра социологических и Интернет-исследований Научного парка СПбГУ, РАНХиГС, Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России, Центра перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов в области радиоэлектроники «НИИ «Вектор», Комитета по вопросам кадровой, социальной политики и профессиональному образованию в СПбТПП, СПб ГБПОУ «АУГСГиП», Экзаменационного Центра СПбГТИ(ТУ) в составе Центра оценки квалификаций в наноиндустрии Завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», Комитета по труду и занятости населения СПб, РТ БиПиэМ (группа компаний ELMA), Управления развития персонала, Института дополнительного профессионального образования – «Высшая экономическая школа» (ИДПО-«ВЭШ»).

Эксперты в сфере образования озвучили новые профессии, которые станут одними из самых востребованных через несколько лет, среди которых: инновационный менеджер, лайф-коучер, биоинженер, специалисты по управлению сетями квантовых коммуникаций и когнитивным исследованиям и др. Будущим профессионалам придется научиться работать с одной технологией сразу в нескольких отраслях.





Руководитель направления по развитию профквалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП, «Роснано») Ангелина Волкова уверена, для того чтобы профессии будущего начали появляться, в каждом регионе необходимо составить «атлас» — перечень востребованных высокотехнологичных отраслей. Однако до сих пор не существует точных методов формирования тех компетенций, которые понадобятся будущим специалистам даже через 5-10 ближайших лет. Но работа в этом направлении активно ведется.

«Необходимо выстроить схему взаимодействия всех участников рынка труда и подготовки кадров, для того, чтобы появлялись профессии будущего. Для меня специалист будущего — это специалист, который проектирует кадровую потребность. Поверьте, это очень сложная задача. Благодаря таким специалистам, мы можем решить очень многие задачи, которые озвучили в рамках Форума», — отмечает Ангелина.

ФИОП совместно с ЛЭТИ запустили еще один проект по выявлению профессий будущего. Его цель — понять, через какие инструменты и информацию действительно можно выявлять и описывать портрет будущих специалистов в тех технологиях, которые пока существуют только в научных публикациях.

Как рассказал заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Волков, те технологии кадрового проектирования, которые используют сейчас, давно не соответствуют требованиям времени. Профессионалам в образовании уже стало понятно, что экономика смещается от отраслевого к межотраслевому укладу. В качестве одного из таких примеров Волков приводит нанотехнологии, которые сегодня востребованы практически во всех перспективных отраслях.

«Образовательная программа должна базироваться на компетентностном портрете, то есть наборе компетенций, которым должен удовлетворять специалист осуществляющий ту или иную деятельность. Для обеспечения технологического рывка необходимо развивать фундаментальную подготовку, которая дает понимание физики процессов, что позволяет адаптироваться к быстроизменяющимся технологиям». — отмечает Александр.

«Мы отслеживаем научные тенденции, зарождающиеся технологии и уже под новый запрос формируем образовательные программы. Так рождаются «загоризонтные» профессии. Загоризонтные профессии — это точка сборки ожиданий от наших индустриальных и академических партнеров», — добавляет Проректор по научной работе СПБГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Галунин.

По мнению генерального директора Национального агентства развития квалификаций Артема Шадрина, для формирования профессий будущего нужно активно привлекать бизнес — будущих работодателей. И ориентироваться в первую очередь на компании-участники Национальной технологической инициативы и российские технологические «газели». Ежегодно в РФ появляется список из более сотни таких компаний. В Петербурге и Ленинградской области уже есть опыт, когда образовательные учреждения сотрудничают с наукоемкими производствами, чтобы разработать востребованные в будущем квалификации в горизонте 5-10 лет развития. Один из примеров – опыт работы ЛЭТИ с компанией New Diamond Technology, которая занимается выращиваем искусственных алмазов.

Собственники бизнеса сегодня стоят перед выбором стратегии дальнейшего развития: адаптироваться к предстоящим изменениям или же трансформироваться, предугадывая будущее. Адаптация не показывает качественного эффекта, считает доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Щелканов. Однако глобальная трансформация в России сейчас доступна только крупному бизнесу. «Во всем мире ставка делается на малый и средний бизнес, так как он более мобилен. И наша задача говорить о трансформации в этом секторе», — говорит Александр.

Заведующий кафедрой микро- и наноэлектроники ЛЭТИ Виктор Лучинин отмечает, что все системные инновации и профессии будущего будут основаны на трех ключевых принципах: создании природоподобных технологий, которые позволят восстановить баланс в природных процессах; сохранении социокультурной и генетической уникальности человека; доминировании конвергентных технологий — взаимопроникновение, когда границы между отдельными технологиями стираются, а многие интересные результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.

По мнению директора Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяны Черниговской, понять, чему действительно нужно обучать «людей будущего» можно будет только тогда, когда общество решит, насколько оно готово впускать в повседневную жизнь искусственный интеллект (ИИ), который уже сегодня способен развиваться и эволюционировать. Сейчас люди проигрывают ИИ не только в скорости и точности принятия решений, но и в таких сугубо человеческих качествах, как интуиция, говорит Черниговская. В недалеком будущем специалистам придется работать в условиях автономной жизни цифрового мира, интернета вещей, самоорганизации сетей и в цифровой реальности, которая будет определять место личности в социуме.

«Организационные модели удовлетворения перспективных потребностей в трудовых ресурсах базируются на созданной корпоративной инфраструктуре и сетевом взаимодействии с субъектами рынка труда. Эффективность применения этих моделей определяется как внешними факторами: благоприятность среды, федеральные программы, социально-экономические условия, так и внутренними: распространенность механизмов внутри подразделений, освоение инновационных, в том числе цифровых инструментов и гибкое реагирование в условиях локального дефицита», — отметила Яна Клементовичус, проректор по ДПО СПбГЭУ, директор ИДПО.

Анастасия Оситис, председатель СПК в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи), отметила, что СПК связи совместно с ключевыми работодателями отрасли постоянно проводят мониторинг рынка труда, на основании которого рабочие группы совета ведут в пакетном режиме разработку профстандартов, квалификационных требований, проводят разработку оценочных средств и подготовку экспертов для внедрения Национальной системы профессиональных квалификаций в отрасли «Связь». «На основании пакетно разработанных профессиональных стандартов и квалификаций параллельно идёт работа по актуализации или разработке образовательных программ подготовки высококвалифицированных кадров будущего, в том числе в рамках высокотехнологичной области квантовых коммуникаций» — добавляет Анастасия.