Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

Как нивелировать правовые риски в электронной коммерции


Рост электронной коммерции ведет к повышенному вниманию со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Какие правовые риски наиболее высоки и как их избежать, как снизить издержки трансграничной торговли, и чего ждать игрокам онлайн-торговли от пятого антимонопольного пакета, рассказали адвокаты АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» в онлайн-эфире «Ведомостей».

За что могут приостановить работу компании

О регуляторных рисках в e-commerce рассказал советник АБ ЕПАМ Лев Васильевых. Он дал практические рекомендации по выстраиванию эффективной судебной стратегии.

Проблемным вопросом является возможная приостановка деятельности компании государственными органами, а также блокировка сайтов и приложений компаний при выявлении нарушений норм. Такие требования подаются госорганами как без предварительного взаимодействия с компанией и, иногда, без привлечения ее к участию в судебном деле; так и с предварительным запросом информации, непредоставление которой может стать основанием для приостановки деятельности с последующей блокировкой сайта и приложения.

По вопросу требований госорганов о признании информации, размещенной на сайте компании, запрещенной к распространению на территории РФ и блокировке сайтов на этом основании судебная практика пока не сформировалась – размытые формулировки закона оснований для признания информации запрещенной повышают риски удовлетворения судом требований государственных органов.

Лев Васильевых отмечает, при подаче госорганами таких требований или угрозе подачи, следует прорабатывать тактику по минимизации последствий их удовлетворения судом.


Как работать с персональными данными покупателей

Власти ужесточают регулирование и в области работы с персональными данными – обсуждается введение оборотных штрафов для компаний, отмечает Елена Агаева, советник АБ ЕПАМ и участник рабочей группы Роскомнадзора.

Эксперт обратила внимание на ряд возможных рисков при работе с персональными данными пользователей. Например, 1 марта 2021 года вступили в силу новые правила распространения данных из общедоступных источников, например, соцсетей (519-ФЗ от 30.12.2020). Теперь необходимо согласие пользователей на распространение данных, которые попали в общий доступ, даже если человек сам их там разместил.

Компаниям также нужно быть внимательными при работе с иными Интернет-данными. Не только такие привычные данные, как паспортные данные или адрес электронной почты, могут расцениваться как персональные данные, но и такие технические вещи, как MAC-адрес, IP-адрес, cookies, история поисковых запросов, время просмотра web-страниц и данные метрик Яндекс.Метрики и GoogleAnalytics. Все это в той или иной комбинации может позволить идентифицировать конкретного пользователя и, как следствие, может восприниматься регулятором как косвенная идентификация человека.

О беспошлинном ввозе и таможенных платежах

Механизмы таможенного регулирования также влияют на дистанционную торговлю. От особенностей построения системы таможенного администрирования зависит функционирование системы трансграничной электронной коммерции.

Алексей Карчёмов, советник АБ ЕПАМ, отметил, что существующее на текущий момент таможенное регулирование нельзя назвать эффективным для развития трансграничной электронной торговли. Основной аспект, который необходимо учитывать в рамках e-commerce, –это планируемое в ближайшее время уменьшение порога беспошлинного ввоза, что может существенно поменять всю картину в данном сегменте.

Спикер предложил обратить особое внимание на инфраструктурное решение – развитие бондовых складов. По мнению эксперта, именно свободные склады, которые позволяют одновременно решать вопросы оперативного перераспределения товарных потоков и сокращения издержек доставки товаров потребителю, позволят оптимизировать электронную торговлю.

Кто может рассчитывать на льготное налогообложение

Сергей Калинин, партнер АБ ЕПАМ, рассказал, почему налог на Google стал вновь популярен и, что изменится в налогообложении компаний в IT-отрасли.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон № 265-ФЗ. IT маневр – новый пакет налоговых льгот для российских IT-компаний – призван снизить выплаты по налогу на прибыль (с 2021 года ставка составила – 3%) и уменьшить взносы в социальные фонды (совокупная ставка составила 7,6%). Однако в качестве компенсации выпадающих доходов для бюджета было предусмотрено сужение права на применение освобождения от НДС при приобретении и реализации программных продуктов (ст. 149 НК РФ).

Для получения льгот IT-компаниям и разработчикам электронной продукции нужно выполнить ряд условий: иметь соответствующие государственные аккредитации, доходы от основной деятельности не менее 90% и не менее 7 сотрудников в штате компании. Условия должны выполняться на протяжении всего отчетного (налогового) периода, в ином случае налогоплательщик лишится права на льготу с начала периода, в котором было допущено нарушение.

Чего ждать от 5 антимонопольного пакета

Вопросы антимонопольного регулирования осветил Евгений Большаков, партнер АБ ЕПАМ.

Европейский регулятор стремится ввести дополнительные ограничения для экосистем и цифровых платформ. Так, был создан проект Акта о цифровых рынках (Digital MarketsAct), где было введено понятия ключевой платформы («gatekeeper»). Поскольку такие платформы являются для других бизнесов способом взаимодействия с потребителями, у них есть возможность контролировать их поведение и при определенных условиях иметь преимущества. В связи с чем, регулятор рассматривает введение дополнительных ограничений для держателей платформ, среди которых: запрет на self-preferencing, на использование данных, которые не доступны конкурентам, на ограничение возможности пользователей переключаться между различными программными приложениями и услугами.

В России повестка регулирования экосистем также активно развивается и уже выносится на уровень государственных докладов. В своем докладе «Экосистемы: подходы к регулированию» ЦБ очертил рамки, в которых он видит необходимость регулирования отрасли. Так, следует наделить всех участников экосистем равными правами и обеспечить работу на основе публично утвержденных критериев.