Скачать
план деловых мероприятий «Ведомостей» 2024 →

ВедомостиВедомости

Пост-релиз

Деловое издание «Ведомости» в Санкт-Петербурге запустило серию онлайн-эфиров, посвящённых разным секторам бизнеса. 7 мая 2020 года прошел первый эфир «HR-клуб: бизнес в кризис». В формате дискуссионного клуба проект собрал более 160 профессионалов в сфере HR и рекрутмента.

Модераторами вебинара выступили председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко и председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. Ключевыми спикерами мероприятия выступили: Ева Тимофеева, советник по трудовым вопросам, «ССП-Консалт»; Юлия Сахарова, директор по Северо-Западному региону, Head Hunter, Александра Глазкова, вице-президент по HR и корпоративному маркетингу, «Biocad»; Вера Соломатина, директор по персоналу, «SAP CIS».

Конференцию открыл Дмитрий Панов: «Правовые аспекты трудовых отношений и организация труда сотрудников во время сложной эпидемиологической ситуации и во время анонсированных президентом нерабочих дней является непростой ситуацией для бизнеса. Возникает масса вопросов по работе с персоналом независимо от того, продолжает компания работать или приостановила свою деятельность. Подход к решению вопросов должен быть экономически обоснованным и соответствовать ТК РФ». Модератор предложил спикерам ответить на поставленные вопросы и изложить свою позицию о том, как эффективно преодолеть кризис и улучшить финансовые показатели.

Дмитрий Чернейко рассказал об основных изменениях на рынке труда Санкт-Петербурга во время пандемии. С 30 марта по 6 мая в Центр занятости населения СПб обратилось более 51 тыс. человек, таким образом, динамика напряженности на рынке труда на данный момент составила 1,72 человека на вакансию. «Важно заметить, что больше всего пострадали те, кто не был оформлен официально, и те сектора экономики, которые были закрыты в Санкт-Петербурге». Дмитрий Чернейко назвал следующие тенденции на рынке труда: повышение среднего возраста соискателей, существенное снижение занятости в сферах туризма, торговли, общественного питания, сокращение менеджмента среднего и высшего звена, массовый поиск жителями возможностей для дополнительного заработка.
«На сегодняшний день, в рамках нерабочих дней, увольнять сотрудников нельзя», – говорит Дмитрий Чернейко. К легальному способу сокращения персонала относятся действия по ст. 261 ТК РФ, с условием соблюдения всех требований: издание приказа о сокращении численности штата, уведомление органов служб занятости, соблюдение преимущественного права на оставление работника (письменное подтверждение квалификации и производительности), предупреждение работника о предстоящем увольнении за 2 месяца, регистрация приказа в Журнале распоряжений, расчет и выплата заработной платы и выходного пособия.

Эксперт по трудовому праву, Ева Тимофеева, отметила, что в период пандемии массовое отправление работников в отпуск за свой счет (ст.128 ТК РФ), а также массовое отправление работников в ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика отпусков являются незаконными действиями работодателя. Оптимизировать расходы на фонд оплаты труда необходимо в строгом соответствии с буквой закона.
В сложившейся ситуации популярным решением работодателей является объявление неполного рабочего времени в компании. Как отмечают эксперты «ССП-Консалт», такое решение дает возможность организации получить в период кризиса ряд существенных преимуществ: сохраняется штат сотрудников-профессионалов, нет необходимости тратить деньги на обучение новых кадров; снижаются расходы на оплату труда (в 2-4 раза); сотрудники не теряют квалификации (как при простое); не требуется выплат выходного пособия как при сокращении штата; сохраняется социальный имидж компании, т.к. не происходит сокращения штата; сотрудники не вырываются из корпоративной структуры и культуры; вводится очень быстро: за 1 день без профсоюза и за 8 дней при наличии профсоюза (условие: согласие работников), ст. 74 ТК РФ.

Юлия Сахарова отметила, что количество открытых вакансий по России уменьшилось на 7%, а сезонный рост спроса на сотрудников в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса сменился в этом году сильным падением на 72% с начала февраля. Наибольшее снижение спроса среди крупных городов России наблюдается именно в Санкт-Петербурге (– 40%).

Александра Глазкова поделилась опытом фармацевтической компании «BIOCAD» по выстраиванию эффективной работы в удаленном формате. «BIOCAD» работает по системе KanBan: руководители оценивают не присутствие в сети, а эффективность выполнения задач. В формате удаленной работы важными являются правила делового этикета: в MS Teams — ответ в течение 1 часа, в Outlook — в течение 48 часов, в Telegram — ASAP. Эксперт советует проводить дополнительное обучение руководителей по управлению командами на «удаленке», как это сделал «BIOCAD», где каждый руководитель успешно применяет методики формирования обратной связи и использует ситуационное лидерство.

В завершение конференции «HR-клуб: бизнес в кризис» Вера Соломатина обратила внимание на то, как нужно действовать компаниям в пост-кризисное время. «В первую очередь менеджеру по персоналу нужно убедиться в том, что внутри организации не только поддерживаются ежедневные процессы, существовавшие до кризиса, но также убедиться, что создание новых продуктов, идей и инноваций поддерживается, сотрудники вовлечены, у них достаточно креатива и есть весь набор инструментов для создания нового продукта». Спикер также отметила, как важно управлять культурой и вовлеченностью, когда сотрудники работают из хоум офиса. Особое внимание стоит уделить каналам коммуникаций с сотрудниками и рациональное использование офисных помещений – офис, как средство коммуникаций и обмена информацией.

Команда «Ведомости. Конференции» благодарит всех спикеров и партнеров за то, что у зрителей есть возможность получать актуальную информацию от наших экспертов. Запись эфира доступна на странице мероприятия.