ВедомостиВедомости

Пост-релиз

7 июля 2020 года состоялся третий эфир из цикла видеоконференций «Девелопмент без масок», он назывался «Современная урбанистика: назад в будущее». Модератором эфира выступила Ольга Мамаева, редактор спецпроектов, «Ведомости».

Во время многочисленных «карантинных» дискуссий эксперты обсуждали, какие изменения повлечет за собой пандемия. «Ведомости» задались вопросом: могут ли они стать возвратом в прошлое, какие преобразования города вызовет происходящая трансформация индустрий (IT, развлечений, общепита и т. д.) и насколько гибким станет девелопмент?

Кристина Ишханова, заместитель генерального директора, фонд «Дом.РФ», полагает, что назрела необходимость выработки национальной политики городского развития. Фонд «Дом.РФ» совместно с Минэкономразвития и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начал работу по исследованию и оценке перспектив растущей урбанизации России: сейчас разрабатывается стратегия пространственного развития городов, которая учитывает как градостроительные, так и социально-экономические аспекты. Этот документ призван решить существующие проблемы: дефицит квалифицированных кадров, несогласованность межведомственного взаимодействия, недостаток бюджетных средств и сложность их эффективного использования, а также объяснить муниципалитетам, как выстраивать отношения с бизнесом.

«Города становятся конкурентоспособными, когда люди понимают, как они будут там жить и работать, то есть у них есть комфортное жилье, достаточный заработок и хороший уровень жизни», – отметила эксперт.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, полагает, что «много чего у нас в нормативах давно нуждается в проработке» и даже переработке (например, избыточные пожарные требования или требования по инсоляции), но в целом нормативы не очень мешают урбанизации и современному градостроительству. При реновации, отметил главный архитектор, Москва занимается «не просто стройкой новых домов», но «перепланированием территорий», где устройство дворов – это один из ключевых моментов, который помогает выстроить правильную иерархию городского пространства. Пандемия еще раз подчеркнула актуальность этих изменений. «Как бы ни развивались события, лучше сразу планировать хорошо и правильно», – подытожил Сергей Кузнецов.

Алексей Журихин, генеральный директор, «Эталонпроект», заявил, что сейчас большинство клиентов компании переосмысливают требования к жилью и окружающей среде. В пандемию большинство людей столкнулись с отсутствием возможности заниматься спортом, трудностями с зонированием квартирного пространства, поэтому, полагает эксперт, у потребителей возникнет необходимость в дополнительных площадях, появится спрос на балконы. В Петербурге, например, уже сформировался спрос на террасы, несмотря на дождливую погоду. Все активнее люди спрашивают про отдельные входы на первых этажах, они хотели бы иметь небольшой земельный участок у этого индивидуального входа. Пространство дворов также переосмысливается: вместо заборов ставятся живые изгороди, которые помогают избежать конфликта общественного и частного, обеспечить камерность и дать возможность погулять и позаниматься спортом. «Благоустройство «на уровне газона» уже не проходит. Необходимость делать хорошее благоустройство уже отражается в [девелоперских] проектах», – рассказал эксперт.

Тимур Башкаев, руководитель, «Архитектурное бюро Тимура Башкаева», подвел некоторые итоги пандемической «перестройки» сознания и влияния этого на развитие города. Один из выводов: личный транспорт в мегаполисе даже в самых сложных эпидемиологических условиях не может заменить общественный. «В Москве даже в разгар пандемии общественный транспорт не был закрыт, из-за этого серьезной вспышки [заболеваемости] не было», – заявил эксперт. Второй вывод – глобальный: последние американские и западные исследования доказали, что города во время пандемии безопаснее пригородов и субурбий, а опыт Москвы показал, что мегаполисы быстрее и адекватнее реагируют на любые вызовы. «На наших глазах за полтора месяца были построены больницы, мобилизованы врачи, они не допустили самого негативного сценария. Такое возможно только в мегаполисе, и этому способствовала развитая транспортная система», – напомнил спикер.

Башкаев рассказал, что сейчас «внутри многих министерств» идет обсуждение транспорта будущего. По его мнению, это должен быть универсальный транспорт, который позволит без пересадок добраться до любой точки, он должен быть разноскоростным, персональным и автоматизированным. «Города, которые введут эту новую систему транспорта, вырвутся вперед», – уверен он.

Николай Переслегин, архитектор, сооснователь, архитектурное бюро Kleinewelt Architekten, поделился опасениями по поводу будущего архитектурной отрасли. Его компания работает только с частными заказчиками, в период, когда стройки были остановлены и девелоперы «не понимали перспектив», она перестала получать оплату. Выжить помогла имеющаяся «подушка безопасности», хотя сам архитектор надеялся на большую поддержку со стороны государства: например, беспроцентный кредит или отсрочку по налогам, как те, кто попал в список пострадавших от коронакризиса отраслей.
Главный вывод, который, по словам Переслегина, сделали все: даже минимальное пространство, самая маленькая квартира должны быть комфортными и классно спроектированными. Сейчас «за каждый сантиметр идет борьба, и каждый сантиметр должен быть организован максимально качественно». Маленькие квартиры становятся для архитекторов местом принятия остроумных решений, каждое из которых может стать мини-изобретением. «Важным становится не то, сколько квадратных метров привязано к одному человеку, а как эти метры организованы и какого качества пространство получается», – резюмировал он.