ВедомостиВедомости

Пост-релиз

19 ноября 2020 года «Ведомости. Конференции» провели XIVежегодный Московский форум лидеров рынка недвижимости. В этом году он назывался «Стратегии и тактики девелопмента» и прошел в новом формате – прямой эфир из студии «Ведомостей».
Модератором стратегической сессии «Трансформация отрасли и меры ее поддержки» выступил Антон Филатов, и. о. редактора отдела «Потребительский рынок» газеты «Ведомости». Ключевым спикером сессии стал Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ России. Он рассказал, что почти половина (44%) новостроек в России сейчас строятся по новым правилам, с применением эскроу-счетов. Реформа долевого строительства, начатая в 2019 году, дает положительные результаты. И хотя объемы ввода в 2020 году будут ниже плановых, они сопоставимы с показателями предыдущих годов. Даже остановка строек из-за пандемии не привела к срыву программ, которые реализовывало министерство. Оно подготовило отраслевой регламент работы в условиях коронавирусной инфекции, который сейчас дорабатывается совместно с Роспотребнадзором и будет распространен по субъектам федерации как «рекомендательная мера». Также министр заявил, что Минстрой работает над тем, чтобы поддержка спроса сохранялась и далее, и не исключил вероятности продления программы «Льготная ипотека 6,5%». Напомним, пока она действует до 1 июля 2021 года.
Николай Николаев, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы РФ, полагает, что России нужен инструмент комплексного развития территорий, поэтому «закон о всероссийской реновации надо принимать без задержек». Однако текст закона, представленный к первому чтению, по мнению депутата, был сырой и «теперь надо его отполировать».
Антон Финогенов, заместитель генерального директорафонда «Дом.РФ», отметил необходимость «сглаживать региональные различия» в жилищном строительстве, чтобы избежать риска, что многие регионы начнут на нем экономить и направлять деньги на социальные выплаты. По его словам, будущее за «полицентричным городом с «активными» улицами», чтобы жители спальных районов получали все блага городской цивилизации и тратили деньги на них рядом с домом. Задача «Дом.РФ» как института развития жилищной сферы – добиваться улучшения не только количественных, но и качественных характеристик жилья. При разработке проектов развития городской среды приоритет должен быть отдан сферам, наиболее востребованным жителями. Среди них можно выделить вопросы безопасности, экологии и озеленения. Как показал совместный опрос «Дом.РФ» и ВЦИОМ, в качестве первоочередных объектов благоустройства общественных пространств 29% респондентов выбрали парки и скверы, 25% высказались за бульвары и улицы, 23% – за городские парки.
Вениамин Голубицкий, президент «Кортрос», отмечая важность закона о реновации, призвал не забывать и о частных инвестиционных проектах. По его убеждению, стандарты комфортного жилья можно обеспечить только в масштабных, а не точечных проектах. По его словам, важно сейчас не упустить спрос и не допустить роста цен. В своих проектах застройщик продвигает «зонтичный бренд»: например, «клонировав» московский стандарт качества в пермских жилых комплексах, компания продает в Перми новостройки в два раза дешевле, чем в столице.
Михаил Хорьков, аналитик Уральской палаты недвижимости, на примере рынка недвижимости Екатеринбурга смоделировал вероятные сценарии развития отрасли в 2021 году. По его словам, рост цен сейчас – главный риск, он нивелирует снижение ставки по ипотеке: «Если цена квадратного метра вырастет на 20%, то мы вернемся к прежнему уровню ипотечных затрат». Меры господдержки должны работать на качественное улучшение жилья. Для покупателя в 2021 году главным будет даже не ставка по ипотеке и цена квадратного метра, но ощущение справедливого баланса его интересов с интересами продавца. На рынке недвижимости в следующем году будет период коррекции, цены выступят главным ограничителем продаж. Аналитик прогнозирует снижение числа сделок по сравнению с текущим годом.
Геннадий Щербина, президент «Группы «Эталон», заявил о новой стратегии компании – выходе в российские регионы, преимущественно города-миллионники, так как «качественные благоустроенные дома должны быть во всех регионах». Сейчас группа строит в трех регионах (Москва, Московская область и Санкт-Петербург), но «будет идти дальше». По информации «Эталона», доля россиян, кто может купить квартиру в ипотеку, в 2020 году в Москве и Санкт-Петербурге увеличилась до 50%, а в городах-миллионниках – в среднем до 40% от общего числа домохозяйств. Компания уже провела переговоры с «Дом.РФ» о проектном финансировании строительства в миллионниках.
Татьяна Ушкова, председатель правления «Абсолют банка», не видит пока предпосылок для «ипотечного пузыря в России», но отмечает, что льготная ставка в 6,5% в Москве уже полностью нивелирована выросшей за этот год ценой квадратного метра: «В следующем году, беря ипотеку под 6,5%, заемщик заплатит за квартиру как по ставке в 9%». Работая с заемщиками, банк придерживается «четкой пропорции»: 30% выдачи ипотеки идут на первичный рынок и 70% – на вторичный.
Ольга Кузнецова, директор по реализации недвижимости «Дом.РФ», открыла практическую сессию МРЕФ-2020 «Новые технологии продаж» и представила цифровое подразделение «Дом.РФ» по продаже жилья. Новый сервис позволяет покупателям осуществлять сделку, в том числе с привлечением ипотечного кредитования, полностью в дистанционном режиме, без посещения офисов продаж. Работа ведется уже в 14 регионах России. Даже показы недвижимости могут быть полностью дистанционными: при невозможности посещения офиса клиентом менеджеры запишут видеоролик с презентацией его будущей квартиры. Тем не менее Ольга Кузнецова подчеркнула, что пока онлайн-общение все же исключение из правил: «И для покупателей, и для продавцов личная встреча предпочтительнее. При крупных сделках эмпатия имеет одно из ключевых значений».
Григорий Вовченко, управляющий директор центра развития финансовых технологий «Россельхозбанка», рассказал об экосистеме «Свое жилье». Несмотря на то что она была разработана за несколько месяцев, она предполагает предоставление самых разнообразных услуг потребителю – «от приобретения жилья до стрижки газона» – и уже оттянула на себя 10% заявок в банке. Плюсом системы является то, что она разрабатывается вместе с крупнейшими игроками рынка недвижимости и IT-услуг. У нового сервиса нет цели «полностью уйти в онлайн»: «Продажа недвижимости все-таки требует живого общения покупателя и продавца», – отметил Вовченко.
Дарья Воронова, генеральный директор «Домиленд», рассказала, что сейчас практически все застройщики поняли, что надо использовать мобильные приложения. Поиск недвижимости часто идет через смартфон: «Например, люди ждут кого-то в кафе и просматривают предложения новостроек». Застройщики могут не только выставлять квартиры в виртуальных витринах, привлекая новых потребителей, но также работать на повышение лояльности уже купивших. Например, через личный кабинет у компании «Брусника» 4% прежних покупателей совершили повторную покупку.
Василию Фетисову, коммерческому директору Московского территориального управления «Группы «Эталон», кажется крайне важным постоянно мониторить, как меняется отношение населения к самому понятию недвижимости: «Позитивные изменения заставляют людей расставлять приоритеты по-разному». Например, недавно проведенный опрос о том, какие общественные пространства наиболее привлекательны для людей, показал, что потребители жилья голосуют за небольшие парки и скверы рядом с домом, то есть очевиден запрос на здоровый образ жизни, причем максимально близко к жилью.