В настоящее время в законодательном поле не существует специального закона о маркетплейсах. Работу платформ регулируют ряд общих законов, в их числе закон «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции», а также ряд постановлений правительства. Порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов, как правило, определяют сами платформы. Это привело к большому количеству конфликтных ситуаций между известными в России маркетплейсами, владельцами ПВЗ и продавцами.
В конце ноября Минэкономразвития представило законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который во многом определяет механизмы взаимоотношений с партнерами. Вместе с тем, партнеры цифровых платформ остаются по-прежнему зависимы от меняющихся условий оферт маркетплейсов, тогда как их ответственность с принятием нового закона существенно повышается.
Еще одна проблема экстенсивного развития платформ – это слабая социальная защищённость работников на всех уровня экосистемы маркетплейсов, которая приводит к большой текучке персонала, а также росту числа забастовок среди работников, которые получили большую огласку. Сотрудники жалуются на непрозрачную систему штрафов, отсутствие трудовых договоров. Значительная доля сотрудников цифровых платформ оформлена в качестве самозанятых, включая те виды деятельности, когда работник фактически выполняет функционал наемного работника. Другая сторона занятости в сфере доставки – вымывание кадров из реального сектора в регионах. По оценке Минпромторга, в России сейчас работают не менее полутора миллионов одних только курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников, что превышает численность жителей Ростова-на-Дону.
У представителей общественных организаций вызывает вопросы, в том числе, и надежность хранения препаратов и БАДов в пунктах выдачи заказов и распределительных складах. Тем более, как отмечают потребители, нередко можно в ПВЗ увидеть пищевые продукты вместе с шинами, агрохимикатами, пестицидами, к которым в торговых точках предъявляются особые требования как санитарного законодательства, так и специального отраслевого законодательства.
В фокусе обсуждения
- Регулирование отношений между цифровыми платформами и их партнерами.
- Механизмы защиты прав работников цифровых платформ в условиях стремительного развития онлайн-торговли.
- Обеспечение качества и безопасности товаров на маркетплейсах.
- Процедуры отслеживания, контроля и надлежащего хранения продаваемых товаров на цифровых платформах.
Аудитория
Руководители компаний, профильные ведомства и министерства, малый и средний бизнес, самозанятые, общественные организации, представители маркетплейсов и цифровых платформ, аналитики, журналисты деловых и профильных СМИ.