Минтранс России вынес на общественное обсуждение проект поправок в Устав железнодорожного транспорта, вводящий принцип долгосрочных договоров «вези или плати». Инициатива, которую РЖД рассматривает как инструмент балансировки интересов и поддержки низкомаржинальных сегментов, может быть реализована уже в 2026 году. Предлагаемая модель вызвала острую дискуссию на рынке. Ее видят, с одной стороны, как путь к выравниванию маржинальности и гарантии для инвесторов. С другой — как угрозу роста издержек и потери операционной гибкости.
Однако за этим спором стоит более фундаментальная проблема: устойчивое снижение объемов перевозок по всем основным грузам. Ключевой вопрос, на который нам предстоит ответить: поможет ли новый принцип переломить эту тенденцию и увеличить объемы или, напротив, станет для них дополнительным барьером? Участники круглого стола и гости соберутся, чтобы совместно найти конкретные решения и условия, при которых эта модель сможет работать эффективно и справедливо.